Аграрное лобби в действии: неожиданный Премьер

20 Июл 2017 | Автор: | Комментариев нет »

Кейс для начинающего политтехнолога.

Часть 2: Неожиданный Премьер (начало здесь)

Впервые вопрос о снятии моратория всерьез встал только в 2015 году или спустя 14 лет после его изначального введения, в роли "временной меры". Так, несмотря на то, что правительством Юлии Тимошенко в 2009-ом году действительно был подписан меморандум с МВФ, согласно которому Украина обязывалась установить полностью свободный оборот земли, реальных намерений у власти придерживаться договора после получения первого (авансового) транша вовсе не было. За это время, пользуясь созданным конкурентным преимуществом, агрохолдинги успели занять почти 20% земельного фонда Украины, а после событий на востоке— даже обойти металлургов по удельному весу в валютной выручке с показателем в 40%. Более того, отдельные составные, такие как Кернел, МХП и UkrLandFarming достигли статуса наибольших агрохолдингов Центральной Европы. Казалось бы, что пойти против их воли - невозможно и мораторий будет снят только тогда, когда все 100% сельхоз. угодий страны перейдут к ним в долгосрочное пользование.

Тем не менее, глубокий кризис 2014-2015-ых годов и общая волна запроса на реформы от населения в комбинации с мировым циклом падения цен на сырьевые позволили сдвинуть ситуацию с мертвой точки и возобновить дискуссию касательно создания рынка земли. Ее официальным стартом можно считать серию круглых столов, проведенных Госгеокадастом летом 2015 года, и последующую публикацию им законопроекта, предлагающего поэтапный запуск рынка земли. 

Но, как Вы понимаете, написать законопроект и "провести" его через парламент - две совершенно разных вещи. Поэтому Кабинет министров, понимая, что дважды собрать 226 голосов для него нереальная задача, даже не стал вносить на рассмотрение альтернативу мораторию, и последний был продлен получив всего 4 голоса "против". По сути, ситуация приняла свой стандартный вид и аграрному лобби было нечего опасаться: рейтинги Яценюка и Президента упали к своим историческим минимумам (6%-7% против 15%-18% у Тимошенко) и возможности влиять на парламент у них фактически не было, а стремление народа к реформам после трехкратной девальвации и первого поднятия коммунальных тарифов крайне быстро угасло.

Читайте:Законопроект №6489 - благие намерения, ведущие в ад

Брешью в броне стала внезапная смена правительства: никто не ожидал, что у "человека Президента" могут возникнуть столь обширные политические амбиции, особенно после неудачного примера его предшественника. Основным фактором, определившим политику Гройсмана, стал разворот экономического цикла: экономика "достигнув дна" автоматически оттолкнулась, и действия правительства могли только "ускорить" или "притормозить" темпы ее восстановления. К нашему с Вами везению, Владимир Гройсман прекрасно осознавая свое положение и потенциальные политические дивиденды не побоялся рискнуть и продолжить начатые правительством "камикадзе" реформы с новым упорством.

Понимая "цену вопроса" для агрохолдингов и потенциальный объем денег, которые они готовы выложить за продление моратория, Премьер решил заручиться помощью наиболее могущественных союзников, как внутри государства, так и извне. Ввиду того, что отставка Яценюка стала символическим жестом расправы над властью, - рейтинг вертикали начал укрепляться. Однако для стабилизации данного процесса, Президент нуждался в стремительном росте экономики, вместо существующего в тот момент плавного восстановления. А поскольку стремительные результаты требуют стремительных действий, Порошенко согласился поддержать снятие моратория, которое согласно расчетам МинАПК должно увеличить ВВП Украины на 4,5%.

Что касается внешних союзников, то ничего более простого и гениального, нежели заручиться поддержкой МВФ быть просто не могло. Во-первых, требования Фонда в понимании большинства народных депутатов из коалиции являются беспрекословными, и ставить на кон макроэкономическую стабильность страны из-за личного конфликта интересов они не рискнут. Во-вторых, проголосовавшие нардепы получают возможность перенести ответственность за свой голос на третье лицо и благодаря этому не потерять благосклонность избирателя (данный пункт, впрочем, равным образом касается и Кабинета министров). В-третьих, учитывая, то какой потенциал скрывает создание рынка земли, вписать пункт о снятии моратория в будущий Меморандум не стоило особых усилий — МВФ сам на нем настаивал. Поэтому 4-й транш, полученный 16 сентября прошлого года, уже сопровождался обязательством правительства внести на рассмотрение в парламент законопроект "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

Именно после этого украинские латифундисты подлинно испугались и начали действовать, запустив две параллельно функционирующие программы по срыву земельной реформы, в виде…

Продолжение следует

Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов. Мнение редакции может отличаться от авторского.

Присоединяйтесь к группе "Обозреватель Блоги" на Facebook, следите за обновлениями!

Автор:

Источник: finance.obozrevatel.com

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Twitter-новости
Читать нас
Связаться с нами
Наши контакты

hardlod@gmail.com

О сайте

Все материалы на данном сайте взяты из открытых источников — имеют обратную ссылку на материал в интернете или присланы посетителями сайта и предоставляются исключительно в ознакомительных целях. Права на материалы принадлежат их владельцам. Администрация сайта ответственности за содержание материала не несет. Если Вы обнаружили на нашем сайте материалы, которые нарушают авторские права, принадлежащие Вам, Вашей компании или организации, пожалуйста, сообщите нам.