Будет страшно и дорого

28 Авг 2015 | Автор: | Комментариев нет »

Дорожает электроника и продукты питания, автомобили и одежда, алкоголь и лекарства (см. справку «Новой»). Виновники те же, что и в прошлом году: падающий рубль, растущая инфляция, неопределенные перспективы российской экономики и политические риски импортеров, следствием чего пока становится вовсе не импортозамещение, но снижение конкуренции и падение уровня качества продукции.

Главный вопрос сейчас — удастся ли нынешней осенью избежать повторения потребительской паники конца прошлого года, когда вся страна, как в старые добрые времена, встала в очередь за телевизорами и холодильниками?

Потребительский рынок России лихорадит. За январь и февраль этого года — всего за два месяца — инфляция составила около 6%. Затем, в марте, когда подорожание товаров начало постепенно замедляться, был достигнут пик годовой инфляции — 16,9%. По итогам 7 месяцев 2015 года этот показатель оказался равен 9,4%.

Прогнозы Минэкономразвития о возможной кратковременной дефляции в августе-сентябре не сбылись. В конце весны началось затяжное пике рубля: в период с 20 мая по 25 августа курс рубля падал почти ежедневно, в общей сложности потеряв 43% (с 49,2 до 70,7 рубля за доллар). Тем самым подтверждая свой статус наименее устойчивой сырьевой валюты в мире (если, конечно, не считать полную зависимость от цен на нефть особой формой стабильности). Во второй половине августа рост инфляции возобновился. Этот момент станет переломной точкой: осенью россияне столкнутся в магазинах с новыми недружелюбными ценами.

При этом озаботиться судьбой своих сбережений российское население вынудили именно злоключения национальной валюты, а не данные об инфляции. В августе, как и в ноябре-декабре прошлого года, ритейлеры вновь зафиксировали значительный рост спроса на товары длительного пользования: главным образом на крупную бытовую технику и электронику (по сведениям РБК, количество интернет-заказов в «М.Видео» в «черный понедельник», 24 августа, выросло на 200% по сравнению с тем же периодом прошлого года).

На этом фоне СМИ почти ежедневно сообщают о надвигающемся скачкообразном росте потребительских цен в различных сегментах рынка. Хозяева торговых сетей настойчиво советуют не откладывать необходимые покупки, резонно замечая, что завтра придется платить больше, и это притом что роста реальных доходов потребителей не предвидится. Если попытаться составить из данных о ценах на разные категории товаров единую картину, то она получается такой.

Минимум четыре производителя автомобилей — Ford, Suzuki, Peugeot и Citroen — готовятся уже в сентябре повысить цены, в среднем на 5%. В течение осени можно ждать еще несколько поэтапных повышений цены. В августе уже успели подорожать автомобили марки Renault и некоторые модели АвтоВАЗа. Ряд компаний — например, Volvo — пока только сворачивают маркетинговые акции, но это порой даже сильнее повышает цену на автомобиль для конкретного покупателя.

Крупные импортеры алкогольной продукции намерены поднять цены на 15–25% к следующей неделе. Импорт алкоголя, по сведениям Центра разработки национальной алкогольной политики, за январь-июнь существенно сократился практически по всем позициям. В частности, импорт водки и ликероводочных изделий, а также пива снизился более чем на 60%. Впрочем, новейшая инициатива главы Минсельхоза Александра Ткачева по запрету на закупки иностранных виноматериалов потенциально способна вывести проблемы рынка на совсем иной уровень: цены могут подняться на порядок, начнется дефицит вина.

Нынешняя потребительская активность населения пока меркнет по сравнению с событиями конца прошлого года. Напомним, в целом за период с начала прошлой осени и к середине декабря рубль обвалился примерно на 80%. В конце ноября же началась фаза стремительной девальвации, когда российская валюта за полмесяца потеряла половину своей стоимости. Тогда практически все крупные магазины электроники — «Эльдорадо», Media Markt, «М.Видео» — отчитались о рекордном покупательском спросе на крупную бытовую технику. По интернету бродили легенды о людях, скупавших на последние деньги по 6 телевизоров в надежде потом сбыть их по выгодной цене.

По данным аналитики «Яндекс.Маркета», количество переходов на страницы интернет-магазинов с помощью этого сервиса в начале декабря 2014 года увеличилось в 5,5 раза для покупки холодильников и более чем в 2,5 раза для стиральных машин (данные по сравнению с первой неделей 2014 года). Ритейлеры ответили на ажиотажный спрос резким повышением цен на популярные модели: посудомоечные и стиральные машины подорожали примерно на 50%, телевизоры — почти на 25%.

В этот раз повышение цен на электронику началось в июле, но протекало куда более ровно, и скачкообразного повышения цен в этом сегменте пока нет: с начала лета по середину августа популярные модели холодильников в интернет-магазинах подорожали на 7%, стиральные машины — на 9%, а телевизоры — на 4%. Ажиотажного спроса, как зимой прошлого года, эксперты «Яндекс.Маркета» не отмечают, а цены пока еще не дошли до декабрьских отметок.

Тем не менее прошлогодний сценарий потребительской паники может повториться снова, но уже в меньших масштабах — денег в карманах россиян стало заметно меньше. Декабрьская девальвация стала для населения однозначным сигналом — нужно тратить свои сбережения немедленно или оставаться с обесценившимся рублем. Сейчас, по идее, мы должны видеть нечто похожее, но ресурсов для столь же мощного потребительского рывка у населения уже не осталось.

События декабря, с одной стороны, укрепили кризисоустойчивость граждан, а с другой — лишили многих из них последних накоплений. Именно поэтому сейчас об ажиотаже в обменных пунктах речи не идет, а позволить себе снова ринуться в магазины за холодильниками и телевизорами могут далеко не все.

Однако настоящий рост цен еще только начинается. Дорожать будет все: от лекарств и школьной формы до туристических путевок и мебели. Поставщики и торговые сети пристально следят за рынком и друг за другом, планируя свою ценовую политику на ближайшее время и пересматривая торговые контракты, в которых, как правило, заложен валютный курс, далекий от сегодняшних значений. В условиях высокой волатильности рубля корректировка бизнес-моделей — задача не из простых, но очевидно, что рано или поздно повышения цен избежать не удастся никому. Главная задача для российского сектора торговли и услуг сейчас — сделать этот процесс как можно более плавным, не спугнув окончательно и так переживающего скудные времена российского потребителя.

Но удастся ли российскому рынку избежать осенней потребительской паники?

Справка «Новой» Динамика цен на продукты, бытовую технику и бензин

Росстат отчитался о повышении потребительских цен на 10,6% с начала 2015 года. Сильнее всего подорожали фрукты — на 25,4%. Рыба и морепродукты — на 17,8%. Мясо — на 7%. Овощи — на 5,9%. Молочная продукция — на 4,1%.

По-прежнему растет в цене сахар. По подсчетам службы статистики, в июле килограмм сахара в среднем стоил 51,85 рубля (на треть дороже, чем прошлым летом), а в августе подорожал еще на 4,1%.

Неделей ранее сообщалось, что выросла цена сырого подсолнечного масла — до 57 тысяч рублей за тонну. Это почти вдвое дороже, чем год назад. При этом производство подсолнечного масла, по данным Росстата, за это же время сократилось на 10,5%.

Дорожают рис и гречка. Стоимость тонны риса в конце июля выросла на 3,5 тысячи рублей и составила 39,8 тысячи. Тонна гречки в начале августа подорожала на 1700 рублей и почти достигла отметки в 40 тысяч.

Средняя розничная цена бензина АИ-92, по данным компании «Петрол Плюс Регион», 26 августа составила 34 рубля 07 копеек. Три месяца назад, 26 мая, АИ-92 был ровно на два рубля дешевле.

В эти же дни «Яндекс.Маркет» опубликовал отчет о динамике цен на бытовую технику. Сервис отмечает, что плавный рост цен начался еще в июне-июле. Средняя цена на популярные модели холодильников в интернет-магазинах выросла с начала июня по 23 августа на 7%. Пылесосы подорожали на 10%, стиральные машины — на 9%.

Арнольд Хачатуров

Источник: novayagazeta.ru

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Twitter-новости
Наши партнёры
Читать нас
Связаться с нами
Наши контакты

hardlod@gmail.com

О сайте

Все материалы на данном сайте взяты из открытых источников — имеют обратную ссылку на материал в интернете или присланы посетителями сайта и предоставляются исключительно в ознакомительных целях. Права на материалы принадлежат их владельцам. Администрация сайта ответственности за содержание материала не несет. Если Вы обнаружили на нашем сайте материалы, которые нарушают авторские права, принадлежащие Вам, Вашей компании или организации, пожалуйста, сообщите нам.