Дайте денег и справедливости

26 Июн 2015 | Автор: | Комментариев нет »

Власть в последние два года конструирует национальную идею из величия страны и духовных скреп. Однако исследования социологов показывают, что россияне стремительно уходят от державности, их главной идеей становится личное благосостояние и социальный контракт с властью.

Блог Толкователя много пишет о глубинных социальных процессах в российском обществе. Эти работы можно найти по тегу "Как устроена Россия". В частности, мы подробно писали и о главной мечте россиян – о деньгах, и о том, о чём мечтают россияне. Ещё одна работа на эти две темы – исследование доктора социологических наук, сотрудника Института социологии РАН Натальи Тихоновой "Мечты россиян "об обществе" и "о себе": можно ли говорить об особом российском цивилизационном проекте?" (опубликовано в журнале "Общественные науки и современность", №1, 2015). В этой работе многое повторяется с другими работами социологов на эту тему, но есть и новые интересные наблюдения, которые (в сокращении) мы приводим.

С началом "Крымской весны" власть пытается привить обществу оборонное сознание ("кругом враги"), призывает его затянуть пояса ради возрождения величия страны (постоянные разговоры о сокращении пенсионных программ, урезание медицины, продуктовые самосанкции, и т.п.). Опросы показывают, что вроде 80-90% россиян поддерживают действия президента Путина (который на самом деле олицетворяет все эти процессы – одновременно возрождения величия и ухудшения материальной жизни россиян). Но так ли искренни россияне, выступая за такую "новую жизнь"? Скорее всё это – продукт массированной пропаганды, так глубинное сознание россиян желает совсем другой реальности.

О чём мечтают россияне? Прежде чем перейти собственно к анализу этих мечтаний, надо ответить на вопрос: а что такое мечта? В обыденном понимании мечта обычно ассоциируется с заветным желанием, однако социологическое понимание её этим не ограничивается. Мечта – это и создание образа желаемого будущего, и мотивационная установка, побудительная причина к деятельности по его достижению. В мечте отражаются приоритеты и особенности нормативно-ценностных систем отдельного человека и культуры в целом, соотношение и приоритетность в них личностного и общественного, индивидуалистического и коллективистского начал.

Всё меньше россиян вообще мечтают. Так, опережающими темпами норма "надо мечтать" размывается в мегаполисах, особенно в наиболее прагматичных Москве и Санкт-Петербурге, куда постепенно "стягивается" все большая часть населения (в этих двух городах эту норму разделяют лишь 57% при 76-80% в других типах поселений). Сказывается на уменьшении её популярности и рост приверженцев ислама в составе населения России, поскольку среди них сторонников того, что "надо мечтать", также можно встретить относительно реже (в числе мусульман их около 64% при 76-91% среди верующих других конфессий или внеконфессиональных россиян). Таким образом, в перспективе (т.е. по мере смены поколений, роста доли жителей мегаполисов и выходцев из исповедующих ислам регионов в составе населения страны) следует ожидать всё большего нарастания прагматизма российских граждан и ослабления этой нормы "надо мечтать".

За этими процессами стоят несколько очень важных тенденций, характеризующих жизнь современного российского общества. Ощущение "неправильности" происходящего ведёт к нарастанию атомизации общества, разрушающей непосредственно переживаемое чувство общности нации и устои социальной солидарности россиян. Одновременно нарастает отчуждение как сравнительно новый для России социальный феномен.

Рост отчуждения, всё большая атомизация общества ведут и к потере у россиян самоидентификации со страной, а также к вытекающей из этого утрате потребности в мечте о её будущем. В итоге все чащи можно говорить скорее о запросе россиян на определенный тип (модель) развития страны, чем об эмоционально окрашенной мечте о будущем России, тем более – о мечте, выступающей побудительным мотивом к личному действию. Современная молодежь уже не готова не великие свершения ради страны. Да и более пожилые россияне в массе своей сегодня тоже не готовы идти на серьёзные личные жертвы ради великого будущего своей страны. Причём это не сиюминутные изменения в сознании россиян, а глубинные процессы, идущие непрерывно на протяжении последних 25 лет.

При выборе вариантов мечтаний из предлагавшегося им закрытого списка вариантов ответа, только 12% населения страны в возрасте 18-55 лет в числе трёх основных своих мечтаний называли "быть полезным обществу". О своей мечте быть полезным обществу говорили от 9% представителей низкодоходных (т.е. с доходом менее половины медианных доходов, характерных для соответствующего типа поселений) до 18% высокодоходных (с доходом более двух медиан) россиян; от 3% предпринимателей и 5% рядовых работников сферы торговли и услуг до 18% профессионалов и 20% руководителей первого уровня; от 8% среди имеющих образование не выше общего среднего до 16% имеющих высшее образование. Таким образом, мечта быть полезным обществу локализуется сегодня среди представителей наиболее "продвинутых" и благополучных групп (причём ещё более локализовано – среди интеллигенции и управленцев), чем среди социальных аутсайдеров. То есть рушится один из мифов госпропаганды, что "простые люди – за власть, за державность, за величие страны", а "эти интеллегентики только вредят". На деле всё обстоит ровно противоположным образом.

Вторая мечта россиян, после денег, – справедливость.

В чем же заключается справедливость в сознании населения страны? Главное в представлениях россиян о справедливости отнюдь не стремление "всё отнять и поделить" (тоже один их мифов госпропаганды). Более того – россияне одобряют даже глубокие социальные неравенства, но лишь если они основаны на легитимных основаниях (разная квалификация, разная эффективность и сложность работы и т.д.). Ключевым же элементом этих представлений выступает вполне укладывающийся даже в либеральную модель общественного устройства принцип равенства возможностей, включая равенство всех перед законом.

В этой связи хочется напомнить, что именно идея прирожденного равенства всех людей выступала основой идеологии всех буржуазных революций. Другим "краеугольным камнем" этой идеологии выступала идея общественного договора, приобретающая всё большую актуальность и в России. В формулировках самих россиян она обычно отражается в желании, "чтобы с мнением народа считались". Если переложить это желание на язык социальных теорий, то оно означает, что на место "от Бога данной" модели взаимоотношений власти и народа, в которой представители народа выступают лишь как "подданные", в общественном сознании постепенно приходит в России новая модель этих взаимоотношений. Её можно называть по-разному – договорная, контрактная, консенсусная и т.п. Суть не в названии, а в том, что население не обязано "просто так" повиноваться власти, а готово это делать только в случае, если власть, со своей стороны, будет выполнять те функции, которые делегированы ей со стороны общества.

Основные выводы исследования Наталья Тихоновой таковы:

1) Ключевой особенностью "русской мечты" и русского цивилизационного проекта в целом и сегодня выступает мечта о справедливом и разумно устроенном обществе.

2) Возможность личностной, эмоциональной связи с Россией постепенно утрачивается в условиях всё меньшего соответствия российского общества тем идеалам справедливости, которые являются консенсусными для всех слоёв населения страны и социальных групп. Из этого вытекает и атомизация российского общества, и нарастание в нём отчуждения. В этих условиях "органическая солидарность", ощущение своего единства с общностью людей, обитающей на территории России и разделяющей общие нормы и ценности в рамках внутренне единой культуры, начинает замещаться чувством формальной связи с Российской Федерацией, ощущением себя просто гражданином определённого государства, что предполагает своего рода "контракт" с ним, в котором власть должна выполнять определенный объем обязательств и функций.

Это ведёт к возникновению потребности в общественном договоре и формированию в перспективе гражданского общества.

3) Это отражается в смещении в мечтах россиян фокуса внимания с "высокой мечты" на мечты микроуровня, а также доминировании в составе последних простейших задач выживания – наличии хотя бы минимального достатка, здоровья, благополучия детей, отдельного жилья.

Таким образом, утрачивая "высокую мечту", россияне замещают её даже не мечтами о знаковых для общества потребления товарах, а мечтами об удовлетворении простейших, базовых для стабильного выживания потребностей. Это позволяет говорить о том, что на место пока еще существующего, но постепенно утрачивающего свою значимость российского цивилизационного проекта, приходят не нормы и ценности западного общества потребления, а превращение выживания в предмет мечтаний.

Источник: rosbalt.ru

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Twitter-новости
Наши партнёры
Читать нас
Связаться с нами
Наши контакты

hardlod@gmail.com

О сайте

Все материалы на данном сайте взяты из открытых источников — имеют обратную ссылку на материал в интернете или присланы посетителями сайта и предоставляются исключительно в ознакомительных целях. Права на материалы принадлежат их владельцам. Администрация сайта ответственности за содержание материала не несет. Если Вы обнаружили на нашем сайте материалы, которые нарушают авторские права, принадлежащие Вам, Вашей компании или организации, пожалуйста, сообщите нам.