Грустный МАКС

31 Авг 2015 | Автор: | Комментариев нет »

В подмосковном Жуковском проходит очередной Международный авиакосмический салон (МАКС). Первые дни - для специалистов и бизнесменов. В пятницу начинается авиашоу, которое продолжится в выходные. Продано полмиллиона билетов. По размаху авиашоу наш МАКС не знает равных в мире. Красочность призвана компенсировать коммерческую инфантильность авиасалона

Важность нынешнего МАКСа подчеркивается тем, что только что создан новый вид войск - Воздушно-космические силы. Даже строгие критики признают, что дела в отрасли налаживаются. Меньше аварий, растет производство самолетов, проходят испытания новые ракеты. Стали видны очертания космодрома "Восточный", хотя и тут без финансовых скандалов, как у нас положено, не обошлось.

Думаю, все это привело к тому, что МАКС-2015 открыл президент Путин. С 1999 года он неизменно открывал авиасалон и проводил за осмотром экспонатов несколько часов. Но в 2013 году президент впервые в Жуковский не приехал. Учитывая тонкости протокола, можно уверенно сказать, что это было проявлением недовольства главы государства состоянием дел в отрасли. При всей тяге президента к летательным аппаратам, у него не могло не вызвать раздражения, что его кормили обещаниями и выдавали макеты за корабли будущего.

МАКС-2015 особенно важен еще и по той причине, что в сложившейся политической ситуации России необходимо найти новых партнеров. Не случайно в Жуковском президент появился в окружении гостей с арабского Востока. Не исключено, к примеру, что нашу технику начнет закупать даже Саудовская Аравия, с которой прежде контактов в военной сфере у нас не было. Особое внимание к вертолетам Ка-52, адаптированных к "Мистралям", на которые, по слухам, положили глаз саудиты.

И все-таки МАКС-2015 не выдерживает сравнения с опальным МАКС-2013. Число иностранных компаний снизилось в два раза и дотянуло лишь до 150. К примеру, в Ле-Бурже число участников превышает 2,5 тысячи из 50 стран. До Жуковского добрались лишь 25 стран. Впрочем, китайских компаний приехало в три раза больше.

Впервые нет Украины, хотя это крупнейший партнер России. Без днепропетровского "Южмаша" и запорожского "Мотор-Сич" нашу авиацию и космонавтику еще в прошлом году представить было невозможно. В Жуковский прибыл только Луганский авиаремонтный завод.

Надо признать, что и в лучшие времена МАКС не дотягивал до уровня мирового салона по продаже авиатехники. В основном представлена российская продукция, на этот раз - 600 отечественных компаний. Уровень Ле-Бурже и Фарнборо - контракты на 60 миллиардов евро. МАКС никогда не дотягивал до 10 миллиардов. При этом большая часть сделок заключается между российскими компаниями, а также со странами третьего мира, когда реальных денег редко дождешься.

На МАКСе-2015 уже подписано несколько крупных соглашений. В основном, на внутреннем рынке. Очевидно, они были приурочены к салону, чтобы поднять его реноме. Самый крупный контракт - на поставку 48 истребителей Су-35 министерству обороны РФ на сумму 100 миллиардов рублей. Правда, шесть лет назад точно такой же заказ на 48 самолетов обошелся в 66 миллиардов. Иллюстрация всепроникающей инфляции, которая легко преодолевает редуты военного ведомства.

К сожалению, не слышно о контрактах на поставку давно ожидаемого многоцелевого истребителя пятого поколения Т-50. Его главная беда - отсутствие двигателя пятого поколения и современного радара. Пока говорить о том, что у нашей страны есть истребитель пятого поколения преждевременно. Эта пробуксовка не отменяет того факта, что Россия остается одной из четырех стран, способной производить крупносерийные современные авиационные двигатели.

Главная проблема нашего авиапрома - перекос в военную область и слабость гражданского сектора. Почти непосильная нагрузка для экономики. "Боинг" 80 процентов заказов получает на пассажирские самолеты. И выпускает их, как котлеты, - 500 штук в год. Вся Россия делает 30 пассажирских самолетов в год. А в советское время мы держали 25% мирового авиарынка. И по качеству в ту эпоху наша авиатехника не уступала западной.

Сегодня именно гражданский авиапром развивается наиболее бурно, достигнув 70% мирового рынка. Российские авиакомпании перешли на иностранные самолеты, и даже внутренние перевозки совершаются на "Боингах" и "Аэробусах". Российский "Суперджет-100" не может набрать коммерческие обороты. Объемы производства невелики, в перспективе - 40 лайнеров в год. Самолет закупается российскими компаниями под нажимом правительства. Из 153 самолетов "Аэрофлота" только 10 "Суперджетов-100". В будущем их число возрастет до 30. А вот "Трансаэро" и S7 твердо отказываются от новой российской машины.

Казахстан и Белоруссия, соблюдая интересы общего экономического пространства, подписали предварительные соглашения и обещали приобрести по 20 "Суперджетов-100". Учитывая цену одного лайнера - 36 миллионов долларов, это неплохие деньги.

Судьба "Суперджета-100" может быть осложнена санкциями на поставки авиадеталей от иностранных партнеров. К примеру, авионика и двигатели производятся во Франции. Найти замену можно, но на это уйдет время, необходимое для продвижения самолета. Особенно сложно с авионикой - это ключевой элемент системы безопасности, и снижение качества ударит по перспективам.

Пытаясь отвоевать утерянные позиции в гражданском секторе, Россия разрабатывает еще один среднемагистральный самолет - МС-21. Разработчик - концерн "Иркут" в Иркутске, крупнейший производитель истребителей МиГ. МС-21 должен встать на крыло в 2016 году, но говорить о его перспективах не рискнет даже закоренелый оптимист.

Можно гадать, как выглядел бы московский авиасалон в 1960-х годах, когда отечественная авиация была на подъеме. Но зрителям безразлично, что МАКС по части коммерции не конкурирует с западными авиасалонами. Зато как мы летаем! Гвоздь программы - выступление пилотажных групп "Русские витязи" и "Стрижи". Всего для полетов заявлено 80 самолетов и восемь пилотажных групп. В том числе группа "Крылья Тавриды", сформированная после воссоединения России и Крыма.

Авиасалон в Жуковском за счет высокой организации остается одним из немногих, где удается избежать авиационных катастроф с большим числом жертв. В 2002 году в городе Скнилов около Львова во время празднования юбилея украинских ВВС самолет Су-27 врезался в трибуну со зрителями. Погибли 76 человек, более 500 были ранены. До этого самой крупной катастрофой в истории авиашоу считалась трагедия на авиабазе НАТО Рамштайн в Германии в 1988 году, когда во время выступления итальянской пилотажной группы столкнулись два истребителя, под обломками погибли свыше 30 человек и сотни были ранены. У нас самый тяжелый инцидент произошел в 2009 году, когда во время генеральной репетиции перед МАКСом в небе над Жуковским столкнулись два Су-27 пилотажной группы "Русские витязи" в результате чего погиб ее командир Игорь Ткаченко.

Хороший пилот отличается от заурядного тем, что трезво взвешивает свои силы. Мы любим наш МАКС. Но мы не должны забывать, что сегодня МАКС - это выставка не столько достижений, сколько нереализованных амбиций. В этом, так мне кажется, нет ничего плохого. Потому что если нет амбиций, то невозможно стать лидером.

Сергей Лесков

Источник: rosbalt.ru

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Twitter-новости
Наши партнёры
Читать нас
Связаться с нами
Наши контакты

hardlod@gmail.com

О сайте

Все материалы на данном сайте взяты из открытых источников — имеют обратную ссылку на материал в интернете или присланы посетителями сайта и предоставляются исключительно в ознакомительных целях. Права на материалы принадлежат их владельцам. Администрация сайта ответственности за содержание материала не несет. Если Вы обнаружили на нашем сайте материалы, которые нарушают авторские права, принадлежащие Вам, Вашей компании или организации, пожалуйста, сообщите нам.