Искусство сегодня: кто творит, а кто вытворяет?

8 мая 2017 | Автор: | Комментариев нет »

Можно ли «радикальное» искусство сделать понятным для масс  

«Кровавый Герман» - так во всем мире называют австрийского художника Германа Нитча. В своих работах вместо красок он использует бычью кровь, а перформансы превращает в настоящие жертвенные ритуалы. «Театр оргий и мистерий» - так художник называет действо, в ходе которого раз за разом он разделывает тушу быка и выливает на зрителей 500 литров крови. Это представление уже видели жители Вены и Лейпцига. В австралийском городе Хобарт тем временем собирают подписи против акции. Здесь встает вопрос: можно ли зрителям ограничивать художника? Ведь ради искусства некоторые авторы готовы практически на все, в том числе пролить кровь - и даже не животных, а свою собственную. Корреспондент «МИР 24» Евгений Засеев - подробнее.

Где же собака зарыта, до сих пор гадают искусствоведы всего мира. В 1990-е годы российский художник Олег Кулик выходил на московские улицы в образе пса. Голый, на цепи - он в прямом смысле кидался на прохожих и пытался укусить.

После первого «собачьего» перформанса в газетах писали: «До чего народ довели, люди голые бегают по улицам и бросаются на прохожих!». Тогдашний мэр столицы Юрий Лужков обещал «вытравить» голых с улиц города. Потом «человека-собаку» Кулика пригласили в Цюрих, где он повторил акцию и прославился на весь мир. Сегодня Олег Борисович на четвереньках по улицам не ходит - уже почти 20 лет он к этому образу не возвращается.

«Это же была идея, что ты уже одним своим видом будешь производить определенный эффект. А люди не понимали, что это произведение и наступали на меня. Единственное сейчас актуальное искусство - это акционизм, перформанс. Это попытка преодолеть искусственный театр, который нам навязывают режиссеры. В акционизме каждый сам себе режиссер», - говорит художник-акционист.

Иногда режиссером может быть даже зритель. К примеру, сербская художница Марина Абрамович в нескольких проектах исследовала отношения между публикой и творцом. В своем самом известном перформансе она разрешила зрителям делать со своим телом все, что угодно, и даже предоставила для этого различные орудия - ножницы, хлыст, пистолет с одним патроном. Вначале зрители вели себя настороженно, но уже через пару часов разрезали на художнице одежду, начали втыкать в нее шипы от роз. Кто-то даже схватился за пистолет.

«В языке современного искусства тело художника такой же инструмент, как раньше кисти и краски. Поэтому если художник говорит о боли, страдании, то он может задействовать свою телесность, это как раз нормально», - объяснила куратор архива музея «Гараж» Саша Обухова.

Нормальным это считают художники и искусствоведы. Массовый зритель таких акций не понимает, поэтому зачастую реагирует агрессивно. Даже самые миролюбивые акции вызывают подозрения.

Картина масломТест: разбираетесь ли вы в живописи?

Двадцать один день московская акционистка Катрин Ненашева ходила по улицам с детской кроватью за спиной. Прохожие оборачивались, спрашивали зачем. Катрин свою акцию назвала «Наказание».

«Детей в детских домах - и в региональных, и в столичных - довольно часто в качестве некоего наказания отправляют в психбольницы. И эта кровать, и нахождение в больничном пространстве - неважно сколько времени - остается неким воспоминанием и, возможно, неким грузом, багажом», - пояснила художник.

Стереть границы между искусством и реальностью - одна из основных задач художника. И акционизм приблизился к этой цели как ни одно из других направлений. Произведение создается прямо на глазах у зрителя. Он может стать его участником, творцом. Конечно, к такому представлению нужно быть готовым, иначе оно вызывает шок. Впрочем, как говорят художники, для них важна любая реакция зрителя. Главное, чтобы равнодушных не было.

Подробнее в
сюжете Музеи и выставки
В США вандал за 15 секунд распорол картину стоимостью $3 млн
Живая память: житель села Кукурузены открыл Музей СССР
Источник: mir24.tv

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Twitter-новости
Читать нас
Связаться с нами
Наши контакты

hardlod@gmail.com

О сайте

Все материалы на данном сайте взяты из открытых источников — имеют обратную ссылку на материал в интернете или присланы посетителями сайта и предоставляются исключительно в ознакомительных целях. Права на материалы принадлежат их владельцам. Администрация сайта ответственности за содержание материала не несет. Если Вы обнаружили на нашем сайте материалы, которые нарушают авторские права, принадлежащие Вам, Вашей компании или организации, пожалуйста, сообщите нам.