Как родители передают психологические проблемы детям, или что такое «травма поколений» и «шрам без раны»

11 Июл 2016 | Автор: | Комментариев нет »

Как родители передают психологические проблемы детям, или что такое "травма поколений" и "шрам без раны"

Мешок проблем, переданный в наследство, приводит к диабету и заставляет жить в нищете

У каждого в жизни был случай (а у многих и не один раз), когда собственное поведение казалось странным: никогда не голодавший человек после обильного застолья вдруг вылизывает тарелку и доедает крошки; другой, не имевший опыта отсидки в тюрьме, до дрожи в коленках боится попасть за решетку; третий пытается всеми силами сохранить давно распавшийся и изнуряющий, зато законный брак. Конечно, причин у каждого случая может быть много, однако часто подобное неосознанное поведение — это травмирующее наследие предков. Они хоть и справились с проблемой физически, но душевную боль вылечить не смогли, а потом и передали ее — конечно, не осознанно — подрастающему поколению.

ШРАМ БЕЗ РАНЫ: НЕПЕРЕЖИТЫЕ СТРАДАНИЯ ПРЕДКОВ

"Термин "травма поколений" появился во второй половине ХХ века после того, как к западным психологам начали массово приводить необычных детей. Они пришли решать проблемы, которые в их реальном опыте появиться не могли. Например, подросток, никогда не бывший на войне и не имевший никакого отношения к армии, демонстрировал признаки постравматического расстройства, свойственного ветеранам боевых действий. И таких случаев были тысячи. Анализируя их, психотерапевты пришли к выводу, что душевные травмы, полученные бабушками и дедушками в сложные периоды жизни, передаются внукам. Так на свет появился термин "травма поколений" и понятие "шрам без раны", обозначающий проблему, полученную с воспитанием, а не наработанную в собственной жизни",  — объясняет процессуальный психолог Лилия Чиж.

СТРАДАТЬ ВСЮ ЖИЗНЬ. Итак, многие необъяснимые страдания человека — следствия психологической травмы, случившейся у его далеких предков. Все мы знаем историю и понимаем, что бед у наших прародителей хватало, однако не всегда осознаем, что эти несчастья продолжают жить в душе потомков. Бывает, что внуки выживших в голодовку людей даже при хороших условиях жизни (престижная работа, хорошая зарплата) умудряются влачить нищенское существование и экономить каждую крошку. Сказать себе, что такая экономия была необходима бабушке для выживания в Голодомор, а сейчас в ней нет нужды, способен не каждый. При этом умение считать каждую копейку даже в современном обществе считается более приемлемым, чем жизнь в роскоши. Согласитесь, если из двух женщин с одинаковой зарплатой одна скажет: "Я купила себе дорогое украшение", а вторая признается, что привыкла экономить, то одобрение "Вот молодец!" от большинства людей получит именно вторая.

"ЕШЬ БОЛЬШЕ!". Дети 80-х помнят, как у их бабушек была мания накормить дитя всеми известными способами. Притом лишний вес, полученный в результате таких кормлений, вообще никого не волновал. Наоборот, взрослые, глядя на внуков в складках жира, приговаривали: "Вот и хорошо. А то будет голод, так пока толстый похудеет, худой умрет". С точки зрения выживания в голод они абсолютно правы. Однако страшные времена не наступили, а вот эпидемия диабета среди 40—50-летних, причиной которой стало ожирение, уже шагает вовсю.

ЖИТЬ НАДО ПО СРЕДСТВАМ. Передаются травмы вербально (через родовые предания, семейные легенды и установки воспитания) и невербально — примерами поведения. Вот латает бабушка в тысячный раз носок своему сыну, давным-давно зарабатывающему суммы, на которые можно купить маленький носочный заводик. А внучка, глядя на это, узнает, что голь на выдумки хитра; учится "ничего не выбрасывать" и другим основам экономики. Вырастет девочка, решит с первой зарплаты купить себе красивое платье, а дальше примерочной пойти не сможет, потому что не позволит ей совесть носить новый наряд без заплат.

А уж каким буйным цветом цветет страх рассказать о своем благополучии, и говорить нечего. Каждый с детства знает, что стоит только заикнуться о том, что деньги завелись, как придут "доброжелатели" и отберут. Это отголосок времен раскулачивания.

РЕШЕНИЕ СУДЬБЫ. Еще один пример — тяжелые травмы, которые предкам удалось пережить, только обратившись в церковь. Конечно, они желают своим наследникам лишь лучшего, и чем сильнее любят, тем больше участвуют в их судьбе. "Бабушка одной моей клиентки, пережившая смерть нескольких детей, с детства вместо садика водила ее в церковь, — рассказывает Лилия. — При этом без конца внушала, что лучший способ жизни — монашеский. Результат — молодая симпатичная женщина с хорошей зарплатой отказывает себе во всем и, по сути, живет, как монахиня".

ФАНТОМ ГЕРОЯ. Еще одна разновидность передачи травмы из поколения в поколение — семейный идол, героическая история жизни которого пересказывается тысячи раз. Дети, которые ничего не знают о себе, буквально впитывают легендарный миф и, нередко идентифицируя себя с образом героя, живут мечтой повторить его путь. Опасность  — в том, что такое слияние стирает истинную личность человека, и он рискует прожить не свою жизнь.

ВЕРНУТЬ СВОЮ ЖИЗНЬ

"Конечно, труднее всего в ситуациях непонятного самому себе шаблонного поведения преодолеть неосознанность и понять странность собственных шагов,  — объясняет психотерапевт Денис Фролов. — Нужно остановиться и констатировать факт: я делаю что-то странное или как-то странно живу. Если этап осознания странностей пройден, и человек понял, что хочет жить иначе, ему стоит начать контролировать свои действия, каждый раз задавая себе вопрос: "Я этого и впрямь хочу?", "Мне действительно это нужно?". И далее поступать не привычно, как ранее, а основываясь на своем собственном, сознательно принятом решении. На этом этапе у многих возникает ступор, когда они вроде бы и знают, что хотят поступать иначе, но в глубине души считают, что своими поступками и обновленным образом жизни предадут память рода или значимого предка. В этой ситуации снова помогут размышления на тему, действительно ли несвойственный мне поступок заставит предать предков.

Рассмотрим на примере: человек по привычке ест слегка заплесневелые ягоды малины с мыслями, мол, ничего страшного, они все равно полезные. Он может остановиться и спросить: "действительно ли мне больше нечего есть, кроме этих ягод?", "правда ли, в них столько пользы, что ради нее стоит терпеть вкус и есть плесень?", "действительно ли я обеднею, если выброшу их сейчас?". Бывает, дав себе очевидный в этой ситуации отрицательный ответ, человек тут же получает укол вины, отраженный в мысли: "Ух ты, какой деловой! Да твой дед в былые времена за эту миску малины день бы пахал, а ты, неблагодарный, перебираешь". Что делать с виной? Додумать мысль до конца и напомнить самому себе, что дед жил свою жизнь, а у меня есть шанс прожить свою, по собственным правилам. И далее действовать уже осознанно.

Обычно такая практика помогает справиться с шаблонным поведением, передающимся из поколения в поколение. Однако в "тяжелых" случаях лучше обратиться к специалисту, который в безопасной обстановке поможет найти источник проблемы, принять ее, и научиться справляться".

Читайте также:
Что такое психологический инцест, или как родители делают своих детей слабыми
Ученые выяснили, как мужчины решают предохраняться во время секса или нет
Ученые нашли неожиданное решение, как избавиться от бессонницы
Признаки заниженной самооценки у ребенка
Гид по холостякам: как подобрать ключ к сердцу одинокого мужчины

Источник: www.segodnya.ua

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Twitter-новости
Читать нас
Связаться с нами
Наши контакты

hardlod@gmail.com

О сайте

Все материалы на данном сайте взяты из открытых источников — имеют обратную ссылку на материал в интернете или присланы посетителями сайта и предоставляются исключительно в ознакомительных целях. Права на материалы принадлежат их владельцам. Администрация сайта ответственности за содержание материала не несет. Если Вы обнаружили на нашем сайте материалы, которые нарушают авторские права, принадлежащие Вам, Вашей компании или организации, пожалуйста, сообщите нам.