Крупнейшие музеи мира переместят в космос

28 Янв 2017 | Автор: | Комментариев нет »

Надежно сохранить сокровища культуры возможно только на Луне, считают энтузиасты-физики.  

Как это ни печально, в мире продолжают разрушаться и гибнуть культурные ценности — одно вторжение боевиков-фундаменталистов ИГ (деятельность группировки запрещена в России) в Пальмиру чего стоит. Правительства цивилизованных стран и общественные организации пытаются что-то с этим сделать. Но существует и глубоко пессимистический взгляд на вещи — дающий жизнь идеям, воистину неожиданным.

Инициатива, с которой выступили двое российских физиков — доцент МИФИ Александр Павлов и ведущий научный сотрудник Института астрономии РАН Александр Багров, родилась не на пустом месте. Авторы — два умудренных жизнью человека — не склонны верить в преданность земных правителей культуре. Исходя из этого, они предлагают спрятать наиболее ценные предметы культуры на Луне!

Спрятать — не затем, чтобы их больше никто не видел. Павлов и Багров, переживая за судьбы культуры, являются оптимистами в другом — они верят в то, что Луна будет людьми освоена в течение предстоящего века, и настоящие ценители культуры смогут посещать ее. Но только те, кому это действительно нужно.

Что имеем – не храним

Тогда — почему именно Луна? На проходивших в МГТУ имени Баумана Королёвских чтениях авторы изложили свои аргументы.

Александр Павлов напомнил высокому собранию, что губительные процессы разрушения культуры продолжаются: террористы взрывают Пальмиру, подобно тому, как аналогичное движение «Талибан» (запрещено в России) взрывало статуи Будды в Афганистане, а тем временем даже в высокоразвитой Италии недавно случилось землетрясение, которое повредило древние храмы.

Но и в бесчисленных музеях картины постепенно стареют и портятся, реставрация далеко не всегда проходит безвредно. А в городах то и дело сносят исторические здания, заменяя их новоделами или даже не заменяя.

«Приходится констатировать, что возможности длительного сохранения культурных сокровищ человечества на Земле сильно ограничены, - подчеркнул Павлов. - Луна — гораздо более подходящее место для использования в качестве гигантского музея и одновременно сейфа».


Фото: NASA

Луна – элитарная в высоком смысле

Так вот, Луна привлекла авторов идеи, по меньшей мере, двумя свойствами. Во-первых, что очевидно, туда ограничен доступ. При нынешнем положении дел, он, правда, настолько «ограничен», что никакого рационального или полезного использования Луны пока не наблюдается и серьезно не планируется.

Но авторы убеждены, что так будет не всегда. Уже где-нибудь через полвека лунно-земное сообщение будет налажено. Это сообщение, естественно, всегда будет ограниченным. Есть надежда — у авторов достаточно твердая — что на Луну не попадут ни спонтанные вандалы из числа люмпенов, ни сумасшедшие, которые порой порываются обливать картины кислотами — ни жестокие религиозные фанатики. Даже если таковые фанатики на Земле будут продолжать воспитываться.

Высадка американцев на ЛунуПравда или миф?

То, что они будут — авторы готовы допустить с гораздо большей вероятностью, чем то, что кто-то из вандалов сможет заполучить дорогой и дефицитный билет на Луну. Этот момент — немножко спорный. Но, что ни говори, Луна — действительно, не современный Париж, давно ставший Вавилоном.

Есть более сложный вопрос: а как же люди-то будут знакомиться с культурными ценностями? Обычные люди — не забулдыги с окурками, но и не миллионеры? И вот здесь выступавший высказал довольно жесткую мысль из разряда «горькой правды». Если человечество действительно хочет сохранить свои бесценные творения, ему придется ограничить их непосредственный контакт с людьми.

Ограничить, опять-таки, цивилизованным путем. Те, кому на самом деле очень важно увидеть подлинную Джоконду, смогут совершать для этого лунные путешествия — один или несколько раз в жизни. Нужно продумать механизмы, как сделать, чтобы это было все-таки не только для богатых.

Это не так просто — как и вообще непросто будет обеспечить международный правовой режим управления лунными музейными комплексами. Нужно принять массу законов под эгидой ООН и ЮНЕСКО — увы, в наши дни имена этих международных организаций звучат совсем не так горделиво, и надежда, условно говоря, на «голубые каски» весьма невелика.

«К сожалению, с 1969 года формирование космического законодательства затягивается, - отметил докладчик. - И оно находится, на самом деле, в зачаточном состоянии».

Но, как бы то ни было, это хоть физически возможно. Не вечный двигатель.

Для большинства же человечества — на Земле останутся многочисленные и высокопрофессиональные копии. С этим больших проблем не будет. Вывезти на Луну предлагается, естественно, небольшие по размерам и «хрупкие» предметы — картины, прежде всего. Как и шедевры из мрамора, керамики, стекла, древние рукописи и книги.

С архитектурой наблюдается обратная картина. Естественно, никакие здания разбирать и увозить в космос никто не будет. И все тяжелейшие, увы, проблемы их сохранения останутся с землянами. Однако, на Луне имеется полная возможность создания копий любых архитектурных ценностей из прочных лунных пород.

Невиданная на Земле стабильность

И вот здесь мы подходим к другой стороне проблемы. Не только в том видится авторам ценность Луны, что она удалена от Земли на разумное, будем считать, расстояние в 400 тыс. км. Но и в том, что там условия для хранения, оказывается, просто великолепные.

Атмосферы — нет. Соответственно, осадков и влажности — никаких. Сейсмической активности — никакой. Наводнения и землетрясения абсолютно исключены. Бактерий тоже нет. Даже опасность падения астероидов на Луну гораздо меньше, чем на Землю, поскольку Луна сама гораздо меньше. И — совершено стабильный грунт, базальт на сто километров в глубину.

Еще один важный момент: авторы убеждены, что на Луне будут разрабатываться полезные ископаемые. Там много ценных для земной индустрии элементов, прежде всего, титана и магния. Ископаемые эти рассеяны в лунном грунте. Но добыча их возможна при условии первичной переработки этого базальта на месте.

Картина масломТест: разбираетесь ли вы в живописи?

В результате неизбежно образование глубоких шахт и туннелей. Вот там-то и можно расположить превосходные хранилища практически любых объемов. Музеи получат площади, о которых даже самые богатые из них на Земле и мечтать не могут. Это позволит обойтись без разделения на выставочные залы и запасники, свободно выставить все коллекции.

А заодно — из базальта же — построить копии любых земных зданий и сооружений, хоть существующих, хоть утраченных. Строительный материал отличный, слабое лунное притяжение только облегчит работу. Естественно, предполагается, что и горные, и строительные работы будут высоко автоматизированы, что позволит обойтись без завоза необразованных «гастарбайтеров». А будущие промышленники смогут стать меценатами и профинансировать, хотя бы частично, культурную составляющую.

«Обратите внимание на беспрецедентную стабильность лунных построек. Мы говорим не о тысячах и миллионах, а практически о миллиардах лет, когда там ничего не будет ломаться и разрушаться, - подчеркнул Александр Павлов. - А снаружи эти постройки будут защищены от космической радиации толстым слоем поглощающих материалов, имеющихся на месте».

Присутствующие в зале музейные работники энергично протестовали против высказанных идей. Они подчеркивали, что, во-первых, культурные ценности – все-таки, достояние Земли, а не Луны. А во-вторых, надежные хранилища и на Земле имеются — те же склады Росрезерва, хотя бы. Все же не так далеко везти.

Как предположил в беседе с корреспондентом «МИР 24» Александр Багров, служители культуры были просто ошеломлены новыми идеями и не поняли, какие перспективы перед ними откроются.

«Именно на Луне удастся обеспечить широкий доступ всех людей к музейным ценностям, - подчеркнул ученый. - На Земле музеи были построены сотню, а то и больше, лет назад, по старым технологиям. На Луне музеи будут строиться по новому: экспонаты будут выставляться не в стеклянных витринах, а размещаться за стеклянными стенами, за которыми будут поддерживаться благоприятные для них условия. Люди при этом будут находиться в условиях вполне «людских».

Но это как раз тот спор, который разрешить сможет только время.

Леонид Смирнов

Подробнее в
сюжете Музеи и выставки
Фильмы Пазолини бесплатно покажут в Третьяковке
Куда не ступала нога туриста: тайны Кремля открылись всем желающим
Источник: mir24.tv

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Twitter-новости
Читать нас
Связаться с нами
Наши контакты

hardlod@gmail.com

О сайте

Все материалы на данном сайте взяты из открытых источников — имеют обратную ссылку на материал в интернете или присланы посетителями сайта и предоставляются исключительно в ознакомительных целях. Права на материалы принадлежат их владельцам. Администрация сайта ответственности за содержание материала не несет. Если Вы обнаружили на нашем сайте материалы, которые нарушают авторские права, принадлежащие Вам, Вашей компании или организации, пожалуйста, сообщите нам.