Мнение: Как театр может помочь в ситуации с беженцами

31 Янв 2016 | Автор: | Комментариев нет »

Фото: Esra Rotthoff Спектакль "Брак, не признанный законом" поставлен в Берлине по книге эмигрантки из Баку режиссером из Измира

Ведущий театральный критик Германии — о том, почему искусство не может оставаться в стороне от темы беженцев и миграции.

В понедельник после парижских терактов мусульманские школьники в Берлине отказались от минуты молчания. Вот оно, уже начинается! Что именно? Те же интеграционные проблемы для Германии, с которыми ранее столкнулись Англия, Франция, Бельгия, пишет Томас Ирмер, театральный критик, профессор, преподаватель Свободного университета Берлина, Оснабрюкского (Германия) и Колгейтского (США) университетов, в колонке, опубликованной в №49 журнала Корреспондент от 11 декабря 2015 года.

Уберечь (прежде всего — детей) от радикального влияния — такова сейчас одна из первоочередных задач образовательной и культурной политики в отношении беженцев, большую роль в которой может и должен играть театр.

Те, кто устроил трагедию в Париже, де-юре были французскими и бельгийскими гражданами. Но де-факто фанатичность уничтожила их статус гражданина: они отказались от своего гражданства ещё до терактов. Ведь они борются не за государство — с равными правами и свободной волей, — но за некое образование, в котором все и всё должно быть подчинено исламу.

Не обязательно разделять точку зрения президента Олланда относительно того, что Франция пребывает в состоянии войны, — те же слова говорил и Джордж Буш после 9/11. Но нельзя игнорировать тот факт, что долгая и полная насилия борьба против мультикультурных ценностей Европы уже началась. И она вынуждает нас защищаться, цена чему — ограничения и больший контроль. Хотя, в принципе, весь мир уже привык: сегодня зайти в аэропорт и сесть в самолёт — это совсем не та процедура, что 20 лет назад.

Сейчас театр в Германии находится в процессе реагирования на ситуацию, связанную с приёмом беженцев, которая в таком контексте и масштабе является для нас абсолютно новой. Первый шаг — утверждение местной культуры гостеприимства, то есть чёткое высказывание (в том числе и средствами искусства) принципиальной поддержки принятию беженцев из кризисных регионов.

В культурно-психологической основе этого лежит, конечно же, личный опыт побега (и изгнания) 12 млн людей в конце Второй мировой, когда огромное количество беженцев из опустошённых восточных регионов нужно было расселить в разрушенных городах. Этот опыт по сей день является формирующим, системообразующим для многих семей давно уже объединённой Германии. Но любопытно то, что комплексно его осмыслили лишь в последние годы — через книги, а также популярные фильмы. Как мне кажется, именно в этом кроется объяснение того, почему в Германии особенно велика готовность принимать беженцев из мест, где идёт война.

Такие театры, как берлинский театр им. Максима Горького, уже давно взялись за тему миграции. И совершенно естественно, что в дальнейшем к ней обратится много театров по всей стране. Более того, многие театральные деятели Сирии учились в ГДР, и теперь они могли бы помогать в адаптации своих земляков средствами театра.

Очень жаль, что у Украины есть своя собственная проблема беженцев, которая, насколько мне известно, уже активно осмысливается методами документалистики. Но этого мало: театр не должен оставаться в стороне от подобных общественных вызовов.

Говоря о культурном осмыслении сегодняшних трудностей Европы, я как критик и историк театра очень советую прочесть роман Мишеля Уэльбека Подчинение [антиутопия, действие которой разворачивается в 2022 году во Франции, превратившейся в мусульманскую страну]. Вполне возможно, противостояние с радикализированным исламом будет длиться в Европе на протяжении всего XXIвека.

Для стран восточной её части основную проблему будут составлять не столько миграция и беженцы, а то, как взаимодействовать в данном контексте со странами запада

Для стран восточной её части основную проблему будут составлять не столько миграция и беженцы, а то, как взаимодействовать в данном контексте со странами запада. Хотя вероятно и появление мигрантов из государств Центральной Азии, характеризующихся высокими темпами роста населения и реисламизацией. А это уже станет проблемой Украины и Польши — стран, для которых это будет чем-то принципиально новым, ведь у них отсутствуют традиционные колониальные связи для миграции, как у тех же Франции или Англии.

Теперь много рассуждают о вероятном изменении конфигурации ЕС и условий шенгенского соглашения. Безусловно, если в Европе придут к выводу, что шенгенская свобода создаёт предпосылки для терроризма, то ограничения с целью улучшения контроля над перемещениями путешественников не заставят себя ждать. Но я как дилетант (и гражданин) в первую очередь вижу за ними желание политиков не «ужать» Шенген, а защитить его внешние границы — что совсем не просто.

В немецком театре за последние десять лет наблюдается необычайная интернационализация. Речь о множестве работающих в стране зарубежных художественных руководителей, режиссёров и актёров, которые даже играют с акцентом

Говоря об этой угрозе для Европы, я вновь возвращаюсь к немецкому театру, где за последние десять лет наблюдается необычайная интернационализация. Речь не только о бурном развитии фестивального движения или международных постановках (иногда сразу на нескольких языках), но о множестве работающих в стране зарубежных художественных руководителей, режиссёров и актёров, которые даже играют с акцентом — и это никого особо не смущает.

Недавно я вместе со своими студентами разбирал этот феномен на семинаре в Оснабрюкском университете, и мы пришли к неожиданному выводу. Оказывается, театр уже прошёл куда дальше по пути европейской мечты, чем это сегодня возможно, например, в политике или в сознании многих людей. И эту роль театра — как первого в мечте — нужно не просто сохранить, но ежедневно поддерживать.

***

Этот материал опубликован в №49 журнала Корреспондент от 11 декабря 2015 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.

Источник: korrespondent.net

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Twitter-новости
Наши партнёры
Читать нас
Связаться с нами
Наши контакты

hardlod@gmail.com

О сайте

Все материалы на данном сайте взяты из открытых источников — имеют обратную ссылку на материал в интернете или присланы посетителями сайта и предоставляются исключительно в ознакомительных целях. Права на материалы принадлежат их владельцам. Администрация сайта ответственности за содержание материала не несет. Если Вы обнаружили на нашем сайте материалы, которые нарушают авторские права, принадлежащие Вам, Вашей компании или организации, пожалуйста, сообщите нам.