Самые читаемые записи

Московское метро, которое мы не замечаем

16 Май 2017 | Автор: | Комментариев нет »

Ежедневно столичной подземкой пользуются, по самым скромным подсчетам, около семи миллионов человек, но лишь немногие обращают внимание, что это - самый настоящий музей советской архитектуры и истории.  

Московский метрополитен - главная недооцененная достопримечательностей города. Красоту его мраморных сводов, ампирных люстр и мозаичных панно замечают разве что туристы, которые заходят сюда не как в общественный транспорт, а как в галерею искусств. Суеверно трут собачий нос на «Площади Революции», подолгу рассматривают потолки «Маяковской» и фотографируются с яркими фресками на «Киевской». Потому что больше такого шедевра архитектуры под землей они не увидят нигде.

Ровно 82 года назад, 15 мая 1935 года в российской столице открылся самый первый участок легендарной подземки от «Сокольников» до «Парка культуры имени Горького». Мы вспомнили историю строительства самых красивых станций метрополитена и взглянули на «подземный дворец» по-новому.


Комсомольская

Оформление вестибюля «Комсомольской» на кольцевой линии не зря называют венцом сталинского ампира. Создание проекта станции в 1934 году доверили патриарху советской архитектуры Алексею Щусеву, автору Мавзолея Ленина на Красной площади, здания Академии наук СССР на Ленинском проспекте и Большого Москворецкого моста. За художественную часть отвечал Павел Корин, с которым Щусев еще до революции работал над оформлением Марфо-Мариинской обители.

Изначально станция «Комсомольская» на площади Ленинградского, Ярославского и Казанского вокзалов задумывалась как «ворота Москвы» и должна была формировать у гостей столицы первое впечатление о городе. Со дня открытия в январе 1952 года и до сих пор «Комсомольская» остается одной из самых роскошных станций в истории мирового метростроя. Ее потолок украшают восемь майоликовых мозаичных панно с изображениями полководцев Александра Невского, Михаила Кутузова, героев Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского; свод декорирован белым лепным орнаментом на желтом фоне и поддерживается 68 мраморными колоннами, пол выложен малиновым каарлахтинским гранитом, а весь зал освещают массивные многорожковые люстры.

До 1936 года «Комсомольскую» планировали назвать «Каланчевская площадь», но после открытия приняли решение переименовать в честь героически трудившихся на стройке комсомольцев.


Новокузнецкая

Румяные девушки собирают яблоки в саду, сталевары выплавляют металл для рельсов, инженеры осматривают новый трактор. Сегодня сложно поверить, что эти яркие мозаики на потолке «Новокузнецкой» с изображениями мирной жизни советских тружеников создавались в самые страшные времена Великой Отечественной войны - зимой 1942 года в блокадном Ленинграде.

По эскизам живописца Александра Дайнеки их собирал больной и полуослепший художник Владимир Александрович Фролов (до революции он изготавливал мозаики для петербургских церквей), который отказался от эвакуации и четыре месяца на ощупь, без света и практически без еды работал в промерзшей мастерской Академии художеств. Восьмигранные смальтовые панно для украшения будущей станции под непрекращающимся обстрелом вывезли в Москву по Дороге жизни моряки Ладожской флотилии, а 3 февраля 1942 года, всего через два дня после окончания работ, Владимир Фролов погиб в своем рабочем кабинете. Как и многие в то время - от голода.

«Новокузнецкую», станцию-бункер глубиной более 37 метров, открыли в самый разгар военных действий, в ноябре 1943 года, поэтому ее вестибюль стал живым музеем русской боевой славы.

На стенах из баландинского мрамора авторы станции, супруги Иван Таранов и Надежда Быкова, разместили барельефы с эпизодами военных действий, щиты с профилями великих русских полководцев Александра Невского, Дмитрия Донского, Александра Суворова, знамена с надписями «Слава героическим защитникам Ленинграда, Севастополя, Сталинграда, Одессы», а также гипсовые фризы с фигурами советских летчиков, танкистов и пехотинцев.

Тяжелые скамьи из белого мрамора перевезли сюда из Храма Христа Спасителя перед его сносом, вероятно, в память о том, что до 1934 года на месте наземного вестибюля «Новокузнецкой» стоял каменный храм Параскевы Пятницы, уничтоженный большевиками как объект религиозного культа.


Площадь Революции

«Как живые, как живые!» - одобрительно цокал товарищ Сталин, принимая в 1938 году работу знаменитого советского художника Матвея Манизера, - бронзовые скульптуры советских граждан «нового времени», революционных матросов, сигнальщиков, пограничников, рабочих в арках станции «Площадь Революции». Конечно, они были как живые, ведь для изготовления 80 изваяний позировали живые герои, например, капитан первого ранга Олимпий Рудаков и Герой Советского Союза Алексей Никитенко.

Из-за узкого пространства вестибюля позы всех героев Революции, кроме пионеров, вышли несколько скованными, сгорбленными, поджатыми, и, несмотря на одобрение вождя, жители Москвы любили посмеиваться, что вот он и есть - образ советского народа, который «если не стоит на коленях, то точно сидит, прижавшись к земле».

Но о старых шутках быстро забыли, и станция «Площадь Революции» стала одной из самых «фотографируемых» у туристов станций метрополитена.

По легенде, перед экзаменом нужно потереть нос у бронзовой собаки пограничника, перед зачетом лучше ладошкой приложиться к собачьей лапе, а вот влюбленным с разбитым сердцем советуют дотронуться до ножки скульптуры «Студентка с книгой» - считается, что это способно залечить сердечные раны.


Маяковская

Гран-при на Промышленной выставке в Нью-Йорке и первое место на Всемирной выставке в Париже 1937 года - проект «Маяковской», первой колонной станции глубокого заложения в московском метро, стал мировой сенсацией еще задолго до открытия самой станции! А после того, как в сентябре 1938 года подземку под Триумфальной площадью запустили для пассажиров, проект художника Алексея Душкина, внесли в антологию избранных произведений мировой архитектуры.

Особой жемчужиной «Маяковской» стали 34 мозаики в нишах потолка, выполненные по эскизам уже известного нам мастера Александра Дайнеки на общую тему «Сутки Страны Советов» («Два самолета», «Дирижабль над Спасской башней», «Два самолета и цветущая яблоня» и др). Стальные конструкции в отделке колонн станционного зала были сделаны из ребер первого дирижабля Константина Циолковского, а рядом с ними уложили пластины редкого полудрагоценного камня орлеца, разновидности родонита, которого сегодня почти не осталось в природе.

Кстати, во времена Великой Отечественной войны именно на «Маяковской» располагался командный пункт ПВО и главное московское бомбоубежище, где одновременно могли укрыться до 50 тысяч человек.

Московский метрополитен: как это было

Впервые о строительстве подземки в столице заговорили еще в 1924 году, когда главные транспортные узлы - Лубянская и Трубная площади, Мясницкая улица и Охотный ряд - встали в первых трамвайных и коночных пробках. Городские власти, не имевшие опыта строительства метрополитена, заказали проект у немецкой фирмы Siemens Bauunion - те прислали чертежи 86 станций в европейски-сдержанном дизайне. По идеологическим (а больше по финансовым) соображениям проект так и остался на бумаге, но одновременно с немецким планом Московская городская железная дорога создает свой отдел по строительству нового общественного транспорта. 15 июня 1931 года на Пленуме ЦК ВКП(б) утверждается революционное постановление - «О строительстве в Москве метрополитена с 1933 года».

Читать полностью

Первую очередь столичной подземки общей протяженностью 11 километров было решено строить по самым напряженным трамвайным маршрутам - от Сокольников до Парка культуры с ответвлением от нынешней станции «Охотный ряд» к «Смоленской». Новый метрополитен стал главной строительной площадкой города вплоть до начала войны - на работы были переброшены шахтеры, бетонщики, инженеры со всей страны, а при почти каждой московской молодежной организации обязательно организовывали свой отряд метростроевцев. В результате к 1941 году Московский метрополитен имени первого горкома партии Л. М. Кагановича (метро было переименовано в честь В. И. Ленина только к 1955 году) уже перевозил пассажиров до станции «Киевская» по мосту через Москва-реку. Арбатскую линию продлили до станции «Курская» и развели с Кировско-Фрунзенской (Сокольнической) веткой через переход станции «Улица Коминтерна» («Александровский сад»). По новой Горьковско-Замоскворецкой ветке пустили поезда от «Сокола» до «Площади Свердлова» (нынешняя «Театральная») - и все это за четыре года стройки.

За всю историю московского метро был только один-единственный день, когда утром подземка как обычно не открылось для пассажиров. Это произошло в первую военную осень, утром 16 октября 1941 года. Тогда городские власти получили личный приказ Лазаря Кагановича о полном и срочном уничтожении метрополитена как стратегически важного объекта. В первые месяцы войны строительство третьей очереди было заморожено, и переходы глубокого заложения использовались в качестве надежных бункеров, но уже в мае 1942 года, после отвода угрозы от Москвы, метростроевцы продолжили заложение новых участков: «Площадь Свердлова» - «Завод имени Сталина» («Автозаводская»), «Павелецкая» - «Новокузнецкая» и «Курская» - «Измайловский парк» (нынешняя «Партизанская»). Строительство станций кольцевой линии началось в 1951 году, уже после войны (кстати, именно с этого времени в поездах начали объявлять станции), и было завершено только к 1954 году - на это время приходится расцвет сталинского ампира в строительстве метро. Последними станциями, выполненными в классическом стиле, стали «Фрунзенская» и «Спортивная», открытые в мае 1957 года.

Сегодня протяженность метрополитена вместе с монорельсовой дорогой и МЦК превышает 410 километров - это 243 станции и более 13 линий. До 2020 года в городе обещают открыть 70 новых станций и более 150 километров путей.

Скрыть подробности


Новослободская

Ровесницу «Комсомольской» - станцию «Новослободская» - со дня ее открытия в 1952 году жители окрестили «Каменным цветком» за замысловатые орнаменты стеклянных светящихся витражей, которых здесь более 30. Этот проект стал последней работой Александра Душкина, который чередованием малых и больших арочных пролетов смог замаскировать тяжелые несущие конструкции станции на глубине 40 метров.

В торце центрального зала расположено смальтовое панно «Мир во всем мире» работы советского живописца Павла Корина - на нем изображена женщина, имевшая портретное сходство с женой архитектора станции Тамарой Душкиной.

Традиции подробного оформления окон в России не было, поэтому витражи изготовили художники Латвии, так что московское метро до сих пор украшают стекла, десятилетиями хранившиеся в кафедральном соборе Риги и предназначавшиеся для украшения костелов.


Киевская

В 1953 году на пост первого секретаря ЦК КПСС заступил Никита Сергеевич Хрущев, который в первый день своего руководства неожиданно заявил, что его не удовлетворяет внешний вид обеих «Киевских» (на тот момент было открыто уже две станции) в московском метро.

Архитекторы Москвы и Киева представили более 70 проектов, лучшим из которых оказался художественный план члена Академии архитектуры Украинской ССР Евгения Катонина. Несмотря на то, что оформление станции несколько громоздко, рассматривать мозаичные панно и фрески любопытно и по сей день: это изображения А. Пушкина на Украине, сцены народных гуляний, Полтавская битва и освобождение Киева советской армией в 1943 году.

Кстати, заглянуть все-таки стоит на обе ветки «Киевской» - Арбатско-Покровской и Кольцевой линий, потому что обе они оформлены в лучших традициях советского ампира.


Парк Культуры

В 1935 году станция «Парк Культуры имени Горького» была конечной остановкой первой и единственной ветки метро. За 82 года истории ее неоднократно пытались переименовать то в «Чудовку», то в «Крымскую» или «Крымский мост», но в результате решились только для краткости убрать последние слова из первоначального названия. По проекту автора Игоря Рожина, на пилонах вестибюля разместили 26 барельефов с изображением тех видов отдыха, которые были доступны в Центральном парке: катание на коньках, авиамоделирование, футбол, танцы и кружки самодеятельности.


Славянский бульвар

Но не только старые станции заслуживают внимания пассажиров. В 2008 году на Кутузовском проспекте открыли вестибюль новой станции «Славянский бульвар», дизайн которой меньше всего напоминает пассажирам московский метрополитен. Дело в том, что свод и потолки станции украшают металлические элементы в стиле модерн, повторяющие проект Парижского метро руки архитектора Эктора Гимара. Путевые стены облицованы зеленым мрамором, украшают платформу металлические деревья и фонари из зеленого металла, что придает станции сходство с настоящим бульваром.

Московский метрополитен - пятый в мире по интенсивности использования после подземок Пекина, Токио, Сеула и Шанхая. Его красоту мы не замечаем, круглосуточно спеша по делам и механически пробегая переходы между станциями. Но, оказывается, чтобы приобщиться к прекрасному, иногда бывает достаточно просто остановиться и внимательнее оглядеться вокруг. К примеру, поднять повыше голову.

Осторожно, двери закрываются.

Надя Сережкина

Подробнее в
сюжете Метро
Пассажирам московской подземки измерят давление
В метро опровергли сообщение о задымлении на «Петровско-Разумовской»
Источник: mir24.tv

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Twitter-новости
Наши партнёры
Читать нас
Связаться с нами
Наши контакты

hardlod@gmail.com

О сайте

Все материалы на данном сайте взяты из открытых источников — имеют обратную ссылку на материал в интернете или присланы посетителями сайта и предоставляются исключительно в ознакомительных целях. Права на материалы принадлежат их владельцам. Администрация сайта ответственности за содержание материала не несет. Если Вы обнаружили на нашем сайте материалы, которые нарушают авторские права, принадлежащие Вам, Вашей компании или организации, пожалуйста, сообщите нам.