Народ в одном лице: Владимиру Высоцкому 79 лет

26 Янв 2017 | Автор: | Комментариев нет »

За что целая страна платила любовью и преданностью одному-единственному человеку с гитарой  

Около 850 стихов и песен, в том числе поэма для детей. 29 ролей в кино, 15 ролей в театре, 11 радиоспектаклей. Четыре романа и два сценария, оставшиеся недописанными. Добрых полтора десятка гитар — своих и чужих, сделанных именитыми мастерами и неизвестной работы, которые запечатлены на фотографиях, кинопленках и аудиозаписях. Больше десяти машин, прежде всего иномарок, в том числе BMW и Mercedes, почти все — разбиты в авариях. Нужно ли знать все это, чтобы рассказать о том, кем и каким был Владимир Высоцкий?

Нет, конечно! Никакие цифры и факты — неважно, жареные или самые что ни на есть достоверные — не дадут представления ни о масштабах его таланта и личности, ни о той роли, которую Высоцкий сыграл в истории СССР брежневского периода. Именно в истории целой страны, а не только в ее культуре. Потому что Владимир Высоцкий стал феноменом социальным — человеком, уникальным во всех смыслах.


Актер Владимир Высоцкий в роли Гамлета.
Фото: Мирослав Муразов,РИА Новости

Поэт, автор и исполнитель собственных песен, театральный актер, актер кино… Даже все определения вместе будут тесны явлению по имени Владимир Высоцкий. Через год после смерти Высоцкого другой поэт — Иосиф Бродский — так скажет о своем собрате по цеху: «Мы имеем дело прежде всего с поэтом. Я говорю о том, что он делал с языком, о его рифмах. Гитара скорее помогала ему скрадывать этот невероятный труд, который он затрачивал на чисто лингвистическую сторону своих песен. И в этом смысле потеря Высоцкого это потеря для языка совершенно ничем невосполнимая».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Белокурая муза Высоцкого: как Марина Влади покорила сердце советского поэта

Но те миллионы жителей Советского Союза, к которым песни Высоцкого пришли с магнитофонных пленок, а после — с пластинок, ценили его в первую очередь не как поэта, певца или актера. Хотя ни один из билетов на спектакль «Гамлет», который должны были давать на Таганке в день смерти Высоцкого, так и не был сдан, а теле-образ Жеглова оказался неотделим от Высоцкого.

Он был для них прежде всего своим парнем, человеком, сумевшим сказать о самом важном, родном и наболевшем так, как они сами никогда не сумели бы. Он был товарищем по оружию — для ветеранов Великой Отечественной, соседом по бараку — для советских сидельцев, членом одного экипажа — для моряков и летчиков… Одним словом, он был народом в одном лице.

Ни до, ни после него примерить на себя такую роль не удавалось никому. Примерить, присвоить, пропустить через себя — и сделать совершенно узнаваемой. Для всех — от мойщика золота на Колыме до обитателя высоких партийных кабинетов. Воплотить в себе как в образе народа все его противоречия, все его внутреннее противостояние.

Его регулярно снимали с ролей по указанию сверху — но Высоцкий продолжал ездить за границу. Его песни урезали и исключали из кинофильмов и спектаклей — но никто не мешал Высоцкому привозить из-за границы дорогие иномарки и гонять на них по московским улицам…


Французская актриса кино, театра Марина Влади и артист Театра на Таганке Владимир Семенович Высоцкий в зрительном зале.
Фото: Анатолий Гаранин, РИА Новости

Никто и никогда не смел — да и не имел оснований для этого! — бросить в лицо Высоцкому обвинение в конформизме или обслуживании интересов власти. Но и представители власти никогда не могли с полным основанием — как, скажем, в случае с Александром Галичем — назвать Высоцкого диссидентом или антисоветчиком. Эти рамки тоже были тесны ему, он категорически не вписывался в них.

Судьбы кинокрасавицОбратная сторона славы

Точнее сказать, Владимир Высоцкий совершенно не вписывался в реальность, перерастая ее — она ему тоже была тесна. Наверное, именно поэтому никто не знал и не понимал, что делать с таким уникумом. Исключить его из тесной ему реальности, как поступили с тем же Галичем или Бродским, было невозможно — и похороны в июле 1980-го, на которые пришли сотни тысяч человек, доказали это со всей очевидностью. Втиснуть, «впихнуть и всунуть», как он сам писал в одной из своих песен, тоже не получалось — потому что втискивать, впихивать и всовывать должны были те, кто сами вдохновлялись его творчеством.

Увы, как чаще всего бывает с гениями, на вопрос «Что с ними делать?» лучше всего отвечают они сами. Потому что жить в трещащей на плечах реальности можно, только латая возникающие тут и там дыры за счет своего таланта, который питается напрямую из сердца. И сердце очень скоро устает, сбоит и отказывает…


Празднование 10-летия Московского театра драмы и комедии на Таганке. В фойе театра во время праздника артист театра на Таганке Владимир Высоцкий принимает поздравления.
Фото: Анатолий Гаранин, РИА Новости

Нет, его никогда не любили все без исключения — но это были исключения, которые подтверждают правило. Нет, он никогда не бунтовал против чего-то конкретно — но это был бунтарь по натуре, который не умеет жить спокойно. Нет, он никогда не претендовал на то, чтобы быть олицетворением народа — но народ сам доверил ему такую роль. И она пришлась Высоцкому впору. Только ему единственному она и могла прийтись по мерке — и это чувствовали все. И все прощали, на что-то закрывали глаза, не замечали, что-то пропускали мимо ушей, доверяли…

А он, видимо, чувствовал это — и вместе с ролью принимал на себя колоссальную ответственность и перед народом, и перед страной. «У меня есть претензии к моей стране, но обсуждать их я буду не с вами», — говорил он, и это не поза, не пренебрежение и не страх. Это — любовь. Любовь, которая стала взаимной — и вечной.

Татьяна Рублева

Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции.

Подробнее в
сюжете Театр
Александринка приглашает посетить «Баню» с дымком
Чтобы костюмчик сидел: репортаж из театральной костюмерной
Источник: mir24.tv

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Twitter-новости
Наши партнёры
Читать нас
Связаться с нами
Наши контакты

hardlod@gmail.com

О сайте

Все материалы на данном сайте взяты из открытых источников — имеют обратную ссылку на материал в интернете или присланы посетителями сайта и предоставляются исключительно в ознакомительных целях. Права на материалы принадлежат их владельцам. Администрация сайта ответственности за содержание материала не несет. Если Вы обнаружили на нашем сайте материалы, которые нарушают авторские права, принадлежащие Вам, Вашей компании или организации, пожалуйста, сообщите нам.