Не обижайте старые вещи

15 Июн 2015 | Автор: | Комментариев нет »

В детстве мы к этим строчкам относились совершенно серьёзно и верили, что старый умывальник вполне может обладать волшебной силой, достаточной для того, чтобы наказать неряху.

Мы разговаривали с любимыми игрушками, переживали за зайку, которого бросила хозяйка. С возрастом этот ясный, незамутнённый мир, где игрушки и домашние вещи одухотворены, могут думать, чувствовать, общаться друг с другом и с нами, закрывается для нас, превращается в сказку, то есть в вымысел. А вот японцам существование ходящего и говорящего умывальника не покажется чем-то странным и неправдоподобным. Они скажут, что это - цукумогами.

Награда за столетнюю службу

Статистика порой очень забавная вещь. К примеру, она говорит, что 70% японцев считают себя буддистами. И в то же время 94% жителей Страны восходящего солнца являются приверженцами более древнего и искони национального культа синто. Японская семья может в праздник вознести молитвы в буддийском храме, а вернувшись домой, принести жертву синтоистским божествам - хранителям домашнего очага.

Кстати, и на Руси люди, считающие себя православными, ставят свечи перед иконами в красном углу, а первого числа каждого месяца где-нибудь в закутке непременно выставляют блюдце с кашей для домового. В основе философии синто лежит анимизм, то есть обожествление природных сил и явлений, почитание духов природы. И эти представления проявляются порой самым причудливым образом. Японцы верят, что многие вещи, особенно старые, которым не меньше ста лет, имеют свою духовную сущность - ками.

Она заключается в материальном объекте и может проявляться при определённых условиях. Иными словами, старая вещь обретает собственную индивидуальность и душу, то есть оживает. Такие одухотворённые предметы называются цукумогами. Это может быть что угодно: меч, кимоно, зонтик, сандалия... Старый чайник, верой-правдой прослуживший семье сто лет, как бы обрёл личность, накопил жизненный опыт, благодаря которому способен уже проявить свой характер, настроение. А иногда на превращение в цукумогами может потребоваться и меньше времени, например, когда предмет был потерян и стремится вернуться к хозяину.

Лица и имена цукумогами

У каждого цукумогами своё собственное лицо. Оно зависит от внешнего вида предмета, отношения к нему хозяина, эмоциональной атмосферы в доме. К примеру, если вы порвали башмак и со злости выбросили его на помойку, будьте готовы к тому, что он обзаведется острыми зубами и вознамерится вас покусать одной не очень прекрасной ночью. А старый чайник, в котором заваривали вкусный, ароматный чай, в новой ипостаси сохранит добродушный нрав. Поэтому цукумогами нельзя разделить на добрых и злых: один и тот же предмет может и вредить, и помогать, в зависимости от ситуации.

Но в основном преобразившиеся вещи совершенно безвредны, хотя иногда любят подшутить над хозяевами или даже попугать их, как это делало небезызвестное лучшее в мире привидение с мотором. В редких случаях, когда владелец обошёлся с ним с особым цинизмом и жестокостью, цукумогами способен затаить обиду и при случае отомстить. Говорят, в старину среди них бывали такие, что поедали домашний скот и даже людей. И бороться с ними обычными способами было бесполезно. Приходилось звать монаха-экзорциста, чтобы он успоко ил разбушевавшегося демона. Но в наше время подобные монстры уже не встречаются.

В зависимости от первоначального предмета цукумогами получают разные имена. К примеру, старая соломенная сандалия, смешно бегающая по всему дому, зовётся бакз-дзори, оживший храмовый гонг - ванигучи, а рваная бумажная перегородка со скверным характером - мокумокурен. Некоторые цукумогами приобретают магические свойства. Например, камэоса - бутылка, которая, сколько из неё ни наливай, всегда будет полной. Или унгаикё - зеркало, отражающее истинную сущность людей и вещей (соседство с этим предметом вынесет далеко не каждый). А самый популярный персонаж японского фольклора - это каракаса-обакэ, оживший зонтик. У него вместо ручки «выросла нога, а посреди купола появился глаз, и теперь он может прыгать, зыркая по сторонам.

Ужасная иттан-момэн

Существует целый цикл страшилок про цукумогами - наподобие тех, что рассказывают тёмной ночью наши детишки в летних лагерях. Специалисты по изучению фольклора полагают, что такая разновидность городской легенды появилась в далёкие времена, причём в сугубо воспитательных целях. Взрослые трудились допоздна, детей в семьях было много, а следить за ними зачастую было некому. Вот родители и придумывали всё новые ужастики про разнокалиберных бабаек, чтобы детишки не заигрывались на улице и опрометью бросались домой с наступлением темноты. Ярким примером подобных страшилок являются истории про иттан-момэн.

Это отрез белой ткани, которая, вращаясь, летает ) по воздуху. Ткань чаще всего хлопковая, шириной 30 сантиметров и длиной до 30 метров. Вариантов того, как она превратилась в цукумогами, много. Но итог один: иттан-момэн по ночам летает и душит людей. Сначала она, как питон, оборачивается вокруг шеи жертвы, потом поднимается вверх, унося с собой добычу. Рассказывают, что одному человеку посчастливилось выжить после встречи с ужасным цукумогами. Мужчина возвращался домой поздно ночью. Иттан-момэн напала на него и стала душить. Храбрый человек не растерялся, а выхватил нож и полоснул им по этой ленте. Иттан-момэн сразу исчезла, как бы растворившись в воздухе. Но на шее мужчины остались кровавые раны.

Кандидаты в Красную книгу

Трудно сказать, как современные японцы относятся к цукумогами. Можно предположить, что молодое поколение воспринимает их скорее как мультяш-ных персонажей, а не как мистические существа. И вообще, этих потешных монстриков становится все меньше, так что впору их заносить в Красную книгу. Но от этого данный культурный феномен не становится менее интересным. Что интересно, среди персонажей страшилок практически отсутствуют гаджеты вроде смартфона и ноутбука. Возможно, дело в том, что пользование электроникой - всё же удел молодёжи, скептически относящейся к фольклорному наследию прошлого.

Впрочем, среди старшего поколения вера в цукумогами довольно живуча. По просьбе стариков буддийские монахи до сих пор проводят обряды дзиндзя над сломанными и выброшенными предметами, чтобы те, «пробудившись», не затаили на людей зло. В России цукумогами вроде бы не наблюдаются. И всё же, как говорится, бережёного Бог бережёт. И если вы надумаете освободить свою кладовку от старого барахла, присмотритесь внимательнее к тем предметам, которые собираетесь отправить на свалку. Вдруг среди них окажется кандидат в цукумогами, который не преминёт приобрести скверный характер и отыграться на вас за скверное отношение к его возрасту и заслугам?

Источник: globalscience.ru

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Twitter-новости
Наши партнёры
Читать нас
Связаться с нами
Наши контакты

hardlod@gmail.com

О сайте

Все материалы на данном сайте взяты из открытых источников — имеют обратную ссылку на материал в интернете или присланы посетителями сайта и предоставляются исключительно в ознакомительных целях. Права на материалы принадлежат их владельцам. Администрация сайта ответственности за содержание материала не несет. Если Вы обнаружили на нашем сайте материалы, которые нарушают авторские права, принадлежащие Вам, Вашей компании или организации, пожалуйста, сообщите нам.