Паранджа показала неготовность Латвии к приему беженцев

22 Янв 2016 | Автор: | Комментариев нет »

Первые беженцы начинают прибывать в Прибалтику. На этом фоне в Латвии вновь вспыхнули обсуждения необходимости запрета традиционной женской мусульманской одежды, закрывающей лицо. Яростные споры вокруг паранджи, превратившиеся в комедию,  наглядно продемонстрировали – официальная Рига беспомощна перед миграционным кризисом и не готова к приему беженцев.

Бес кроется в деталях. Вот и Латвийское общественно-политическое пространство разделил на два противоборствующих лагеря такой несущественный, на первый взгляд, бытовой вопрос, как ношение паранджи в публичных местах. Проблема, конечно же, возникла не на пустом месте: в преддверии прибытия в страну первого эшелона беженцев общество стали беспокоить некоторые культурные особенности будущих афролатвийцев.

«Дискуссию о парандже надо начать, пока в Латвии не сложилась мусульманская община», — еще в августе говорил президент Раймонд Вейонис. «Обществу должно быть ясно, каково наше отношение к подобным головным уборам. Пришло время определиться с нашей общей точкой зрения», — призывал к обсуждению «вопроса о парандже» президент.

Споры о запрете отдельных предметов гардероба мусульманской женщины вновь подняли болезненную для латвийского общества тему интеграции. С точки зрения теории этнополитики и европейских принципов «мульти-культи», именно принятие многообразия культурных форм и толерантное к ним отношения формирует единое общество — ту самую гражданскую нацию, о которой так любят говорить функционеры официальной Риги. С другой стороны, в глубинах сознания латвийского общества достаточно плотно укоренено ксенофобское отношение к выходцам из Средиземноморья и к мусульманам в целом. Да и сам этнократический характер общественно-политической системы прибалтийской республики не очень-то дружелюбен к подобным инокультурным гостям. 

«Латвия — государство латышей», — не об этом ли недвусмысленно кричит принятая в 2014 году преамбула к Конституции Латвийской республики?..

Вот и «интеграцию» еще не приехавших средиземноморских новолатвийцев власть имущие начали по своему стандартному лекалу, неоднократно опробованному на русскоязычном меньшинстве. Так, в декабре прошлого года Сейм Латвии в итоговом третьем чтении принял поправки к закону о предоставлении убежища, предусматривающие, что  дети беженцев смогут получать образование в  муниципальных учебных заведениях исключительно на латышском языке. Приведет ли это к превращению сирийцев и африканцев в латвийцев (или латышей) или, напротив, будет способствовать их отчуждению и маргинализации» — публично не обсуждалось.

Подобным образом решался и вопрос с паранджой. В угоду широким слоям электората, чье мнение в течение последнего года мариновалось разными страшилками о беженцах, национально мыслящие политики бросили клич о необходимости запрета женской мусульманской одежды, целиком закрывающей лицо. Позже буйные головы все-таки решили сделать шаг назад: сирийцы и африканцы — это не русские, за нарушения их прав можно получить нагоняй от Брюсселя. Президент призвал к общественной дискуссии, а парламентская комиссия по европейским делам предложила разрешить носить только паранджу, расшитую латышскими национальными узорами.

О том, ведет ли запрет на религиозную одежду к более успешной интеграции мусульманских женщин и принятию ими светского образа жизни, — как это видит законотворец, или, напротив, к большей изоляции и отчуждению, когда носительница паранджи просто не может выйти на улицу, — не обсуждалось.

Вся «дискуссия» вылилась в правительственное слушание доклада Министерства юстиции по вопросу паранджи за закрытыми дверьми. В результате было принято решение до марта 2016 года разработать правовые нормы, связанные с ношением в Латвии закрывающей лицо одежды. Правительство потребовало дать всестороннюю оценку вопроса о парандже МИД и МВД Латвии.

Министр внутренних дел Рихард Козловскис тут же поспешил высказаться против ограничительных мер, призвав коллег «не создавать проблем там, где их нет». Но в очередной раз идейную победу одержали наиболее национально мыслящие головы.

«В Латвии все-таки решено ввести запрет на ношение закрывающей лицо одежды», — сообщил министр юстиции Дзинтарc Расначс (Нацобъединение) в интервью передаче «900 секунд» на телеканале ЛНТ. 

По словам главы Минюста, ограничение необходимо не только для обеспечения общественного порядка, но и для защиты культурных ценностей республики. Finita la comedia…

Вопрос, нужно ли запрещать паранджу, является далеко неоднозначным и для политически более зрелых государств. Так, Европейский суд по правам человека признал правовым запрет на ношение в общественных местах полную вуаль, потому что этот запрет «поддерживает социальное единение». В то же время Конституционный суд в Германии не утвердил предложение о подобных ограничениях в школах.

Однако то, как развивалась история с паранджой в Латвии и какие идеи и абсурдные предложения (вроде традиционных латышских узоров) звучали в обсуждениях допустимого гардероба латвийской мусульманки, показывает, что страна абсолютно не готова к приему беженцев. Власть имущие напуганы и до сих пор не понимают, что делать с новыми латвийцами, как защищать «латышскость» не нарушая при этом прав приезжающих инородцев. И даже такой частный вопрос, как одежда мусульманской женщины, сумел загнать официальную Ригу в политический цугцванг.

Лайма Каце

Источник: rubaltic.ru

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Twitter-новости
Наши партнёры
Читать нас
Связаться с нами
Наши контакты

hardlod@gmail.com

О сайте

Все материалы на данном сайте взяты из открытых источников — имеют обратную ссылку на материал в интернете или присланы посетителями сайта и предоставляются исключительно в ознакомительных целях. Права на материалы принадлежат их владельцам. Администрация сайта ответственности за содержание материала не несет. Если Вы обнаружили на нашем сайте материалы, которые нарушают авторские права, принадлежащие Вам, Вашей компании или организации, пожалуйста, сообщите нам.