План Б. Возможен ли выход Греции из еврозоны?

26 Июн 2015 | Автор: | Комментариев нет »

Один из наиболее животрепещущих вопросов современной международной жизни связан с вариантами альтернативного развития Греции в случае выхода страны из еврозоны.

На протяжении последних пяти месяцев длится бескомпромиссная «война нервов» между новым правительством Греции во главе с леворадикальной партией СИРИЗА и тройкой международных кредиторов – Еврокомиссией, ЕЦБ и МВФ. Ее завершение планируется в конце июня: именно 30 числа Афины должны выплатить МВФ сумму в размере 1,54 млрд. евро. Никаких пролонгаций по платежу не предполагается. Международный валютный фонд выступил с достаточно категоричным заявлением – греческое государство обязано выплатить долг к назначенному времени.

Вместе с тем у греческого правительства отсутствуют необходимые финансовые ресурсы для обслуживания долга. На сегодняшний день приостановлена международная программа помощи Греции, заморожен последний транш в размере 7,2 млрд. евро. Вопрос с его получением и составляет основу сегодняшнего торга. «Тройка» требует от Афин беспрекословного следования программе бюджетной экономии с параллельной возможностью введения новых стабилизационных мер.

Новое правительство страны, пришедшее к власти в январе 2015 года под лозунгом перемен и жесткого отпора продолжающемуся диктату со стороны международных кредиторов, полностью отвергает навязываемые требования.

Во-первых, уступки в диалоге с кредитными организациями со стороны греческого правительства невозможны чисто политически. Леворадикальная коалиция СИРИЗА состоит из десятка мелких политических образований левого толка. Большинство представителей коалиции являются не практиками, а теоретиками, «кабинетными» политиками, рьяно защищающими свои убеждения и не готовыми на компромиссы с последователями неолиберализма, доведшими страну до экономического коллапса. Пересмотр правительством Ципраса прежде заявленных позиций в направлении компромисса с кредиторами может привести к противоречиям внутри коалиции и возможному ее расколу.

Во-вторых, следование программе бюджетной экономии невозможно для современного правительства как с экономической, так и социальной точек зрения. На сегодняшний день в Греции наблюдается настоящий гуманитарный кризис. В государственном секторе уволены более 200 000 человек, 130 000 частных предприятий закрыты. Общий объем зарплат и пенсионных отчислений снизился с 26 млрд. евро в 2010 году до 18,5 млрд. в 2014-ом. При этом безработица в стране сохраняется на уровне 25%. Усилилось обнищание населения. В частности, анализ налоговых деклараций за 2012 год засвидетельствовал увеличение количества обедневших домохозяйств до 30%. Как отмечают эксперты, большинство греческих семей живут за счет финансовых выплат государства одному из членов семьи пенсионного возраста. Об этом упомянул и премьер-министр страны Алексис Ципрас в статье, опубликованной в германской ежедневной газете Tagesspiegel. Премьер подчеркнул, что пенсии на сегодняшний день являются последним оплотом для тех семей, в которых только один из домочадцев имеет работу, или, в худшем случае, нет ни одного работающего члена семьи. По словам Ципраса, в период с 2010 по 2014 год пенсии и выплаты социальных пособий были сокращены на 50%.

В подобных условиях принятие правительством дальнейших мер по сокращению пенсий и социальных выплат, на чем настаивают кредиторы, равноценно осознанному доведению страны до социально-экономической катастрофы.

Однако на компромисс с правительством Греции не согласны и европейские структуры. Несмотря на объективные данные о неудаче «греческого эксперимента» (проведение жестких бюджетных реформ в отрыве от реальных возможностей греческой экономики), международные кредиторы не готовы на пересмотр ранее принятых программ и договоренностей.

Упорство со стороны международных кредитных структур, и прежде всего ЕС, можно вкратце объяснить двумя факторами.

Первое. Опасность повторения греческого опыта в других странах-должниках юга ЕС. Победа партии СИРИЗЫ в переговорах с кредиторами может спровоцировать волну подобных встречных исков и со стороны других южноевропейских государств – Италии, Испании, Португалии.

Второе. Компромисс с греческой стороной может быть негативно воспринят общественностью стран-кредиторов. Кроме того, возможно усиление евроскептицизма среди богатых стран еврозоны, вынужденных оплачивать долги проблемных государств-членов.

Как итог – противоборство двух сторон набирает все большие обороты, приобретая характер подлинного политического противостояния. Для усиления давления на греческую власть в политических и экспертных кругах ЕС все чаще муссируются слухи о возможности реализации плана Б – вывода Греции из зоны единой европейской валюты.

Вместе с тем существует понимание, что осуществление подобного шага, даже как мера наказания строптивого и несговорчивого члена Евросоюза, может стать вызовом не только греческому государству, его экономике, но и самому ЕС. Будет создан опасный прецедент вывода неугодного государства из состава ЕС. Нарушится психологический климат в рамках Евросоюза, будет нанесен ущерб и политике дальнейшего расширения еврозоны. Общеевропейская организация докажет собственную рыхлость и неустойчивость. Углубится кризис недоверия к евро и еврозоне со всеми вытекающими последствиями.

В свете вышеизложенного можно предположить, что стороны в итоге придут к необходимому компромиссу. Уже сейчас по итогам встречи 22 июня намечены точки сближения и выработки необходимой программы действий, согласие на реализацию которой предоставит греческому правительству финансовые возможности для погашения предварительных долговых обязательств перед кредиторами.

Однако несомненным остается и то, что борьба двух сил продолжится. ЕС не пойдет на полное списание греческого долга, а, следовательно, будет требовать дальнейших «модернизационных» действий и реформ. Греция же, лишенная точек роста, не сможет в обозримой перспективе улучшить собственную экономическую ситуацию, а значит будет продолжать привычный уже торг с «тройкой» кредиторов, пока ситуация не выйдет за пределы Греции, как это уже было в 2010 году, и не заставит ЕС и кредиторов занять более разумную позицию по проблеме греческих долгов.

Анна Сергеевна Лубоцкая

Источник: riss.ru

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Twitter-новости
Читать нас
Связаться с нами
Наши контакты

hardlod@gmail.com

О сайте

Все материалы на данном сайте взяты из открытых источников — имеют обратную ссылку на материал в интернете или присланы посетителями сайта и предоставляются исключительно в ознакомительных целях. Права на материалы принадлежат их владельцам. Администрация сайта ответственности за содержание материала не несет. Если Вы обнаружили на нашем сайте материалы, которые нарушают авторские права, принадлежащие Вам, Вашей компании или организации, пожалуйста, сообщите нам.