Польша против всех

21 Янв 2016 | Автор: | Комментариев нет »

Главным возмутителем спокойствия в Европейском союзе в последние недели стала Польша: впервые в истории ЕС в одной из стран содружества запущен процесс оценки состояния верховенства права. Портал Delfi разбирается в том, что это значит и какие последствия для ЕС и Латвии может иметь.

Во вторник вечером в Европарламенте прошли дебаты о состоянии демократии в Польши. Поводом для сбора послужило решение польских властей с помощью законодательных изменений взять под контроль Конституционный суд и общественные СМИ. Эмоциональная дискуссия с участием премьер-министра Польши Беаты Шидло (на фото) длилась свыше двух часов.

Это далеко не первый случай, когда евродепутаты вызывают на ковер лидеров государств. Полгода назад за безответственное отношение к финансам, повлекшее угрозу для всей еврозоны, в ЕП отчитывали премьера Греции Алексиса Ципраса, а еще раньше — за авторитарные тенденции правления — главу венгерского правительства Виктора Орбана. Но польский казус выделяется на общем фоне. Им всерьез заинтересовалась Еврокомиссия, по решению которой впервые в истории ЕС в Польше запущен процесс оценки состояния верховенства права.

Европейские обозреватели расходятся в догадках, чем завершится этот уникальный, по сути, конфликт. По одной версии, через показательную историю с Польшей Брюссель напомнит странам-участницам о необходимости соблюдения дисциплины, в том числе по вопросам приема беженцев. По другой, проверка закончится без результатов, строптивая Варшава найдет поддержку среди других государств, и это забьет еще один гвоздь в крышку гроба Евросоюза как политического проекта. Третья теория: нынешнее разбирательство — не более чем попытка Еврокомиссии отвлечь внимание общественности и СМИ от собственной неспособности найти выход из миграционного кризиса.

Не забывают комментаторы и про пикантную деталь: Польша — главный драйвер экономики в Восточной Европе, и именно в эту страну за последние десять лет Евросоюз через различные фонды влил рекордный объем средств (более 100 млрд. евро). Наличие общей границы с Украиной делает Польшу также значимым игроком в процессе транзита российского газа.
В чем уникальность конфликта Варшавы и Брюсселя? Почему он вызывает такой повышенный международный интерес? И как его последствия могут повлиять на судьбу Евросоюза, и в частности Латвии? Разобраться в этих вопросах порталу Delfi помог юрист фракции "Зеленые/Европейский свободный альянс" в Европарламенте Алексей Димитров.

Какие претензии предъявляет Евросоюз к Польше?

Основных претензий две. Во-первых, новое парламентское большинство отменило решение предыдущего парламента, и вместо пяти судей Конституционного суда, назначенных в октябре, назначило пять других судей (правда, предыдущий парламент сам допустил юридическую ошибку — должен был назначить только троих судей, "оставив" двоих новому парламенту).

Во-вторых, в декабре парламент в течение недели изменил порядок назначения правления и совета общественного радио и телевидения, передав эти назначения из независимого совета в ведение министра. Полномочия нынешних членов были прекращены, новые члены связаны с правящей партией.

Таким образом, налицо прямое вмешательство правящей партии в деятельность независимых органов — суда и прессы. Для государства Евросоюза подобное недопустимо, поскольку впрямую угрожает демократии.

Решение о начале проверки является политическим или бюрократическим?

Решение о начале проверки принимает Еврокомиссия без консультаций с Европарламентом или Советом ЕС (представителями государств). Однако очень четких критериев для начала проверки нет, поэтому решение является отчасти политическим (еврокомиссары являются политиками).

Что такое "принципы верховенства права" и "стандарты демократии ЕС", на которые ссылается ЕК? Откуда возникла эта формулировка?

Формулировка возникла из статьи 2 Договора о Европейском Союзе: "Союз основан на ценностях уважения человеческого достоинства, свободы, демократии, равенства, правового государства и соблюдения прав человека, включая права лиц, принадлежащих к меньшинствам."

Это те ценности, которые все государства ЕС обязаны уважать. Проверка касается принципа верховенства права (правового государства), который включает в себя шесть основных гарантий. Например, вмешиваясь в деятельность Конституционного суда, правительство угрожает независимости судебной власти. А вмешательство в деятельность общественного телевидения может нарушить запрет произвола исполнительной власти.

Как будет проходить проверка, и какие решения могут быть приняты по ее итогам?

По сути, проверка будет означать оживленную переписку между Еврокомиссией и властями Польши. Если ответы Польши Еврокомиссию не устроят, она составит конкретные рекомендации со сроком исполнения. Если те не будут исполнены в срок, Еврокомиссия сможет перейти к другой процедуре в рамках статьи 7 Договора о Европейском Союзе, по итогам которой государство может лишиться прав, связанных с членством в ЕС (например, прав на получение еврофондов или на голосование в Совете ЕС).

В истории Евросоюза были аналогичные случаи проверок?

Правовая рамка появилась лишь в 2014 году. До этого в распоряжении ЕС была лишь более сложная процедура в рамках статьи 7. Именно из-за того, что ее почти невозможно активировать, Еврокомиссия предложила новую процедуру, которая является переходной к статье 7. В 2000 году, когда к власти в Австрии пришла крайне правая партия Йорга Хайдера, звучали призывы задействовать статью 7, но это не понадобилось — просто государства в Совете начали координированный бойкот Австрии на двусторонней основе.

Почему ЕС обратил внимание на происходящее в Польше, но проигнорировал не менее спорные с точки зрения европейской демократии реформы в Венгрии?

Есть два различия. Когда подобные вещи (вмешательство в деятельность Конституционного суда и СМИ) происходили в Венгрии, нового механизма еще не было. Второе объяснение — правящая партия в Венгрии входит в состав Европейской народной партии, которая доминирует в Европарламенте и Еврокомиссии, тогда как новая правящая партия в Польше ассоциирована с консерваторами, влияние которых на европейскую политику гораздо меньше.

Почему ЕС считает возможным вмешиваться во внутренние дела страны? Не является ли это покушением на суверенитет государства?

Не является — при вступлении в ЕС государства обязуются уважать ценности ЕС. ЕС не вмешивается в мелочи — нарушение должно носить системный характер (вмешательство в индивидуальные дела исключено), а другие способы решения — малоэффективными (например, международные суды не могут решить проблему независимости польских СМИ). На самом деле такая оценка должна была быть задействована раньше в отношении других стран (например, Венгрии). Просто в Польше сейчас сложилась ситуация, когда невозможно не вмешаться, и Еврокомиссия делает это нехотя.

Насколько реалистичен прогноз, что в свете усиления антиевропейских и националистических настроений Евросоюз будет более внимательно наблюдать за происходящим в странах-участницах, и, например, в случае попытки ущемления в Латвии прав нацменьшинств, скажем, ужесточения языковых требований для рынка рекламы и СМИ, вмешается в ситуацию?

Возможно, после польского прецедента Еврокомиссия будет чаще задействовать новый механизм, особенно если диалог с Польшей будет успешным. Но это никак не связано с усилением антиевропейских настроений. Наоборот, Еврокомиссия и другие должностные лица всячески пытаются смягчить вмешательство, чтобы уровень евроскептицизма в Польше не вырос еще выше.

А если проверка покажет, что факта нарушений принципов демократии в Польше нет, не окажется ли такой исход приговором для самой Еврокомиссии, лишающим ее морального права затевать подобные процедуры впредь?

Скорее всего, проблемы будут найдены — Еврокомиссия вмешалась, когда не вмешиваться было уже нельзя. И в дальнейшем поводы для вмешательства будут оцениваться очень тщательно.

Александра Глухих

Источник: rus.delfi.lv

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Twitter-новости
Наши партнёры
Читать нас
Связаться с нами
Наши контакты

hardlod@gmail.com

О сайте

Все материалы на данном сайте взяты из открытых источников — имеют обратную ссылку на материал в интернете или присланы посетителями сайта и предоставляются исключительно в ознакомительных целях. Права на материалы принадлежат их владельцам. Администрация сайта ответственности за содержание материала не несет. Если Вы обнаружили на нашем сайте материалы, которые нарушают авторские права, принадлежащие Вам, Вашей компании или организации, пожалуйста, сообщите нам.