Российские ученые учатся управлять айсбергами

25 Авг 2015 | Автор: | Комментариев нет »

Технологии управления айсбергами, угрожающими российским нефтяным платформам и другим морским сооружениям, разрабатывают ученые Арктического и Антарктического научно-исследовательского института. Разумеется, они едва ли помогут приручить дрейфующие по северным морям гигантские льдины, зато позволят прогнозировать их движение на несколько суток вперёд и в случае, когда те представляют неминуемую опасность для человека, отводить их в сторону.

Безаварийная добыча нефти – это что-то из области научной фантастики. В реальности компании, разрабатывающие месторождения чёрного золота, то и дело сталкиваются с непредвиденными ситуациями, к которым подчас совсем не готовы. Причём, как показывает практика, устранение последствий нефтяных ЧП даже в тёплых водах, например, того же Мексиканского залива сопряжено с трудностями и решениями «с колёс». Что говорить об Арктике, где человек, соблазнившийся богатствами её недр, ощущает себя совсем беззащитным. Одна из главных опасностей Севера, подстерегающая людей, работающих на нефтяных платформах, – ледовые угрозы (ледяные поля, айсберги и их обломки). Тысячи глыб ежегодно откалываются от ледников Шпицбергена, Земли Франца Иосифа, Новой Земли и других архипелагов и дрейфуют по океану. Вес айсберга может достигать нескольких миллионов тонн, и в случае его столкновения с неповоротливыми платформами, он их просто уничтожит, как бумажные кораблики.

Предугадывать движение айсбергов и воздействовать на них или, как говорят сами учёные, управлять ледовой обстановкой, можно с помощью современных технологий, специально разработанных для арктических условий. Такие технологии, в частности, уже есть у Канады, а в России, активно расширяющей хозяйственную деятельность в северных широтах, их разрабатывает в настоящее время группа учёных Арктического и антарктического НИИ при поддержке ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014–2020 годы» (проект «Создание новых методов и средств мониторинга гидрометеорологической и геофизической информации на архипелаге Шпицберген и Западной арктической зоне РФ»).

«На самом деле ничего мудрёного здесь нет. Наша задача – давать целеуказание работающим на шельфе судам ледовой защиты при возникновении айсберговой опасности, – отмечает руководитель проекта заместитель директора ФГБУ «ААНИИ» Александр Данилов. – Такая угроза выходит на первый план на высокоширотных месторождениях нефти и газа в Баренцевом море и Карском морях».

Чтобы избежать катастрофы, необходимо вовремя обнаружить айсберг и правильно спрогнозировать его движение на несколько суток вперёд. По словам учёного, основная сложность – это увидеть ледяную глыбу с помощью космических спутников, беспилотников или авиации и вычислить её траекторию по алгоритму, в котором, помимо параметров айсберга, учтена динамика атмосферы, динамика вод и льдов. Как только станет понятно, что айсберг приближается на опасную дистанцию к платформе, где идёт разведочное бурение или постоянная добыча нефти, суда ледовой защиты получат указание «разрядить обстановку». С помощью специальных сеток и тросов они отведут айсберг на безопасное расстояние, чтобы он уже точно не смог зайти в зону работы объекта.

Именно так сами исследователи представляют в действии тот набор инструментов, который они создают и компонуют для управления ледовой обстановкой в северных морях.

«Фактически это будет программно-аппаратный комплекс – «железо» плюс программное обеспечение, – поясняет Александр Данилов. – Для работы он будет очень удобен, по крайней мере, мы стремимся сделать его таковым. Чтобы управлять им, не нужно ехать в Арктику. Всё можно делать в едином центре в столице или в любом другом городе. При этом информация будет поступать к месту событий очень оперативно. Создание таких инструментов позволит нашей стране стать самодостаточной в решении подобных арктических задач. Серьёзный опыт такой работы был получен летом 2014 года при обеспечении разведочного бурения на лицензионном участке НК «Роснефть» в Карском море, в результате которого было открыто гигантское нефтяное месторождение «Победа»».

Работа над созданием комплекса будет завершена в 2016 году. Впервые российские средства мониторинга ледовой опасности в Арктике будут опробованы на архипелаге Шпицберген и в российской части Западной Арктики – в Баренцевом и Карском морях, где отечественные компании всё активнее разворачивают деятельность по разведке и добыче нефти и газа.

В рамках этого же проекта учёные разрабатывают подобные средства мониторинга для прогноза климатических изменений, загрязнения территорий и акваторий, а также опасных геодинамических явлений, характерных для шельфа и береговой зоне Арктики.

Наталья Быкова

Источник: km.ru

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Twitter-новости
Наши партнёры
Читать нас
Связаться с нами
Наши контакты

hardlod@gmail.com

О сайте

Все материалы на данном сайте взяты из открытых источников — имеют обратную ссылку на материал в интернете или присланы посетителями сайта и предоставляются исключительно в ознакомительных целях. Права на материалы принадлежат их владельцам. Администрация сайта ответственности за содержание материала не несет. Если Вы обнаружили на нашем сайте материалы, которые нарушают авторские права, принадлежащие Вам, Вашей компании или организации, пожалуйста, сообщите нам.