Секреты мацы: как евреи отмечают Песах

22 Апр 2016 | Автор: | Комментариев нет »

В преддверии иудейского Песаха мы побывали в московской пекарне, где евреи вручную готовят мацу. Тонкие бездрожжевые лепешки евреям предписано есть в течение восьми дней праздника.  

В этом году иудейский праздник Песах отмечают с вечера 22-го по 30 апреля, таким образом, начало совпадает с Шаббатом. Евреи называют Песах праздником весны и свободы, ведь он про исход из Египта после 400-летнего рабства.

Собственных национальных блюд у евреев не так уж то и много, одно из них – маца – является неотъемлемым атрибутом пасхального стола. Принципиально важный момент здесь – отсутствие в тесте дрожжей, так как все квасное (хамец) в дни Песаха запрещено не только для употребления, но и вообще для наличия в доме. Вот как объясняет этот обычай президент Федерации еврейских общин России Александр Борода:

«На всех нас лежит обязанность убрать из дома и уничтожить хамец (квасное), ибо сказано в Торе: «Семь дней не должна находиться закваска в домах ваших» и «в первый же день устраните закваску из домов ваших». Каждый год такая уборка, поиск и уничтожение квасного превращается в серьезную и довольно тяжелую физическую работу. Ведь, как известно, исполнятся эта заповедь должна очень тщательно: так, чтобы ни осталось в доме ни одной крошки квасных продуктов».

Все квасное иудеям предписывается уничтожить в последнее утро перед Песахом или же продать нееврею. Любопытно, что в течение праздничных дней даже посуду, которая использовалась под хамец, доставать нельзя. Точнее можно, если сначала подвергнуть ее обработке погружением в кипящую воду или прокаливанием докрасна. Если посуду нельзя обработать такими способами, использовать ее запрещено. Поэтому многие семьи держат в доме специальный набор посуды для Песаха.

«В нашей традиции есть мнение, что маца это не только символ бедности (ее называют «хлебом бедности») и поспешного бегства из египетского рабства, но и символ смирения человека перед Творцом и Его Провидением. В то время как всякое квасное, дрожжевой хлеб, наоборот, являются полной противоположностью смирения и символизируют гордыню – одно из самых дурных качеств человеческой натуры», – поясняет Борода.

Рецепт мацы предельно прост: мука из пяти видов злаковых (пшеницы, полбы, ячменя, овса, ржи) и жидкость, способная привести к брожению. Обычно используют простую холодную воду. Тесто замешивают до состояния хлопьев, выкладывают на твердую поверхность, раскатывают тяжелым предметом в единородную массу, затем разделяют на кусочки и тонко раскатывают каждый из них. Вообще-то маца может быть толщиной с ладонь, но самый распространенный вариант – 1,5-2 мм в толщину. Затем на раскатанных лепешках делают дырочки вилкой или специальным валиком с шипами и отправляют печься в сковороде на открытом огне до появления коричневых пятнышек. Хотя можно встретить почти белую или коричневую мацу.

Главное – маца должна быть испечена до того, как в тесте начнется процесс брожения. Таким образом, весь процесс от добавления в муку воды до выпекания продолжается не более 18 минут. Как и большинство древних обычаев, этот тоже носит под собой практическую цель: такое тесто дольше переваривается, поэтому человек дольше чувствует себя сытым.

Иудаизм предписывает своим последователям огромное количество правил, регулирующих даже самые, казалось бы, незначительные бытовые вопросы. В течение нескольких веков в сообществе не утихают споры на тему: можно ли считать кошерной мацу, приготовленную машинным способом. Дело в том, что первая машина для раскатывания мацы была изобретена еще в 1838 году ребом Ициком Зингером. Нововведение было хорошо принято в Германии, Франции и Италии, однако спустя 30 лет рабби Шломо Клугер начал отстаивать идею о том, что маца, произведенная с помощью машины, – это хамец.

Противники машин утверждали, что на элементах механизмов остаются мельчайшие кусочки забродившего теста, которые, попадая в свежее тесто, делают его квасным. Кроме того, при производстве не контролируется случайное попадание в тесто зерен, которые тоже подвержены сквашиванию. Сторонники машин заявляли, что индустриализация поможет обеспечить дешевой мацой всех нуждающихся, ведь ручная маца дороже, а употреблять иудеям ее надо часто. Этот спор продолжается и поныне.

Главные моменты Песаха – вечерняя трапеза в первый седер праздника, в этом году он приходится на вечер 22 апреля. В этот день за столом в особом порядке читают повествование об исходе евреев из Египта и едят культовую пищу, а именно мацу и горькую зелень (салат латук, хрен и базилик). Эти блюда символизируют горечь рабства. Зелень обмакивается в подсоленную воду, что символизирует слезы, пролитые евреями в рабстве, и море, которое расступилось, когда Моисей уводил свой народ. Кроме того, едят смесь из натертых яблок, фиников, орехов и вина, по цвету напоминающую глину, из которой делали кирпичи евреи, будучи в рабстве. Все это расставляется на специальном блюде – кеаре, которое используется только в дни седера.

«На кеару кладутся еще три символических блюда, которые не едят: зроа – прожаренный кусок баранины с косточкой, в память о пасхальном жертвоприношении в Иерусалимском Храме, бейца – крутое яйцо, как память о храмовых богослужениях, и карпас – кусок любого весеннего овоща (евреи, живущие в Европе, заменяют его вареным картофелем). В ходе трапезы выпивают четыре бокала красного вина. По традиции принято наполнять пятый, особый бокал и оставлять его для пророка Илии, который вернется в канун Песаха на землю, чтобы возвестить о наступлении «дня Господня, великого и страшного».

К столу принято приглашать нуждающихся и тех, кто остается один, а заканчивают трапезу фразой: «В будущем году – в Иерусалиме!».

Мария Аль-Сальхани

Источник: mir24.tv

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Twitter-новости
Читать нас
Связаться с нами
Наши контакты

hardlod@gmail.com

О сайте

Все материалы на данном сайте взяты из открытых источников — имеют обратную ссылку на материал в интернете или присланы посетителями сайта и предоставляются исключительно в ознакомительных целях. Права на материалы принадлежат их владельцам. Администрация сайта ответственности за содержание материала не несет. Если Вы обнаружили на нашем сайте материалы, которые нарушают авторские права, принадлежащие Вам, Вашей компании или организации, пожалуйста, сообщите нам.