Ставка на местных

2 Июн 2015 | Автор: | Комментариев нет »

Губернаторов-«варягов» будут привлекать в регионы только в исключительных случаях.

Практика назначения на губернаторские должности кандидатов из других регионов становится менее массовой. В Кремле при отборе руководителей областного уровня ставку теперь делают на местные кадры, а «чужаков» планируют привлекать только в крайних случаях. Опыт «пришлых» губернаторов политологи в целом оценивают как негативный, хотя отмечают, что иногда без такого варианта не обойтись. «Варяги» станут теперь скорее исключением из правила, говорит источник «Ленты.ру» в администрации президента (АП).

Раньше было по-другому. С приходом Дмитрия Медведева на пост президента в 2008 году губернаторами в основном назначались люди, не связанные напрямую с доверенными им регионами. «К 2010 году губернаторы-«варяги» составляли абсолютное большинство среди назначенцев федерального центра», — говорит директор Дальневосточного консалтингового центра Петр Ханас. Такая стратегия, напоминает он, была связана с отменой прямых выборов глав регионов в 2004 году, а также с необходимостью ротации губернаторов-тяжеловесов ельцинской эпохи.

Недавние кадровые решения новому курсу соответствуют. В конце мая президент России Владимир Путин назначил временно исполняющим обязанности губернатора Пензенской области Ивана Белозерцева (вместо добровольно ушедшего в отставку Василия Бочкарева, который руководил регионом 17 лет). Белозерцев, до назначения возглавлявший парламент области, родом из Орловской области, но с Пензенской его жизнь связана с начала 90-х годов. Бывший военный, Белозерцев работал в трех созывах пензенской гордумы, был мэром города Пензы. Тогда же врио губернатора Тамбовской области был назначен Александр Никитин (вместо ушедшего в отставку Олега Бетина). Никитин родом из региона, возглавлял Мичуринский аграрный университет, работал в городском совете депутатов, а с марта 2011 года был председателем Тамбовской облдумы.

«Засланным из других регионов губернаторам сложнее выстроить систему взаимоотношений с местными элитами, — разъясняет логику назначений Петр Ханас. — Они в большей степени ориентированы на команды федерального центра и в меньшей степени считаются с региональной спецификой. В условиях ухудшающейся социально-экономической ситуации у губернаторов-«варягов» меньше шансов на успешное антикризисное управление, поскольку у них нет широкого кредита доверия среди местных бизнес-элит».

Директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко сомневается, что тренд переломился, несмотря на заявленный курс. «Варяги продолжают назначаться в ряде регионов, — говорит Минченко. — В основном, правда, это политические назначения — например, распределение губернаторских квот между парламентскими фракциями. Алексей Островский (Смоленская область), Вадим Потомский (Орловская область), Константин Ильковский (Забайкальский край) — все они не местные».

В числе «варягов» — губернаторы Свердловской области Евгений Куйвашев, Пермского края Виктор Басаргин, Красноярского края Виктор Толоконский, ХМАО Наталья Комарова, Карелии Александр Худилайнен…

«Да, практика стала менее массовой, тем не менее она сохраняется», — уверен Минченко.

По словам политолога, мотивы назначения «варягов» могут быть следующими: перебрали всех на местном уровне, подходящей фигуры не нашлось. Или в регионе имеется застарелый внутриэлитный конфликт, в связи с чем нужен новый человек, не вовлеченный в распри.

Например, после того как обвиненный в получении взятки губернатор Сахалинской области Александр Хорошавин был отправлен в отставку в связи с утратой доверия президента, главой области назначили губернатора Амурской области Олега Кожемяко. Ставку на «пришлого» в этом случае сделали потому, что он не связан с коррупционными скандалами, в которых могли быть замешаны представители местной элиты. Вместе с тем некоторые политологи увидели в этом решении проявление кризиса кадровой политики федерального центра: крайний дефицит губернаторов — эффективных управленцев.

По наблюдениям Евгений Минченко, примеры успешных «варягов» во главе регионов единичны. «Кроме Олега Кожемяко, который зашел уже на третий регион, пожалуй, и некого назвать, — говорит он. — Есть «варяги», которые проявили себя не очень хорошо: Сергей Боженов в Волгоградской области, Александр Мишарин в Свердловской области». В целом практику назначения «чужаков» политолог оценивает «скорее как неудачную».


 Председатель Госдумы Сергей Нарышкин (справа) и председатель Законодательного собрания Пензенской области Иван Белозерцев Фото: Рамиль Ситдиков / РИА Новости 1/3

Петр Ханас говорит, что в настоящее время на Дальнем Востоке существенной проблемы губернаторов-«варягов» нет. В 2011 году, напоминает он, был снят губернатор Камчатки Алексей Кузьмицкий. «Ему так и не удалось выстроить бесконфликтную систему взаимоотношений с местными элитами, хотя экономическая стратегия развития региона и понимание того, что именно нужно для Камчатки, у него было», — говорит Ханас. Вместе с тем политолог считает, что особой корреляции между эффективностью работы губернаторов и их принадлежностью к региону нет.

В единый день голосования 13 сентября выборы губернаторов пройдут в 21 субъекте. Из них плановых кампаний, предусматривающих прямые выборы, только десять (плюс косвенные выборы в трех регионах). Остальные губернаторы не дотерпели до окончания срока своих полномочий и попросили у президента разрешения идти на выборы досрочно.

Из 21 губернатора, помимо Кожемяко, под определение «варягов» подходят только двое: губернатор Ростовской области Василий Голубев, возглавляющий регион с 2010 года, и губернатор Смоленской области Алексей Островский. Голубев хотя и ростовчанин по месту рождения, но его карьера с молодости была связана с московским регионом. С начала 90-х, до назначения губернатором, он работал в администрации Ленинского района Московской области, а также в подмосковном правительстве. Москвич Островский, бывший журналист и бывший депутат Госдумы, получил пост губернатора в апреле 2012 года. В сентябре он пойдет на свои первые губернаторские выборы — досрочные. По прогнозам Евгения Минченко, кампания для Островского может оказаться непростой: у губернатора не все гладко в отношениях с региональными элитами. Тогда как Голубев, считает политолог, адаптироваться успел.

В числе других важных критериев, которыми руководствуется Кремль при отборе губернаторов, — опыт публичной работы кандидата и его способность идти на прямые выборы. Избираться нужно без скандалов с оппозицией: недопущение конкурентов из других партий и нарушения в ходе проведения кампаний чреваты ростом социального недовольства. Например, в сентябре 2014 года, несмотря на то что подавляющее большинство губернаторских кампаний носили референдумный характер и результаты выборов были предсказуемы, некоторые губернаторы злоупотребили административным ресурсом. В Липецкой и Нижегородской областях к выборам не допустили кандидатов от КПРФ, а в Санкт-Петербурге, Самарской и той же Нижегородской областях было развернуто бурное досрочное голосование.

Однако в целом, отмечает собеседник «Ленты.ру» в Кремле, за последние годы качество губернаторского корпуса изменилось к лучшему.

Дина Ушакова

Источник: lenta.ru

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Twitter-новости
Наши партнёры
Читать нас
Связаться с нами
Наши контакты

hardlod@gmail.com

О сайте

Все материалы на данном сайте взяты из открытых источников — имеют обратную ссылку на материал в интернете или присланы посетителями сайта и предоставляются исключительно в ознакомительных целях. Права на материалы принадлежат их владельцам. Администрация сайта ответственности за содержание материала не несет. Если Вы обнаружили на нашем сайте материалы, которые нарушают авторские права, принадлежащие Вам, Вашей компании или организации, пожалуйста, сообщите нам.