Сверхгосударство, аналог НАТО или раскол на блоки: во что превратится ЕС

27 Сен 2016 | Автор: | Комментариев нет »

Brexit, миграционный кризис, террористическая угроза, экономические проблемы южной части блока, провал переговоров о зоне свободной торговли с США, рецессия минского процесса – одни из многих причин углубления кризиса еврозоны. Стало очевидно, что процесс реформирования Европейского Союза неизбежен. Это уже вопрос не целесообразности, а выживания. Организация, на которую во многом ориентируется Украина, через несколько лет, вероятно, эволюционирует в геополитическое образование совершенно иного толка. Какие изменения грядут – разбирался "Обозреватель".

Уже к весне

Если еще несколько лет назад о кардинальных реформах в ЕС говорили преимущественно несмело (хотя кризисные тенденции уже тогда были налицо), сейчас необходимость модернизации признают практически все страны-члены, даже столпы еврозоны – Германия и Франция. Впервые за десятилетия европейские лидеры публично заговорили об опасности дезинтеграции и распада ЕС.

Читайте:Мигранты и торговля: в Британии заговорили об "уникальном" соглашении с ЕС

Для понимания ситуации очень важен сентябрьский неформальный саммит Евросоюза в Братиславе, на котором главы государств решили разработать "дорожную карту" по дальнейшему развитию союза. По словам канцлера Германии Ангелы Меркель, план действий будет готов до марта 2017 года.

"В свете критической ситуации, в которой находится ЕС из-за решения о выходе Великобритании и других трудностей, мы договорились, что должны разработать план работы и до 60-летия Римского договора проработать соответствующие темы", – заявила Меркель.

Теперь главная интрига заключается в том, какое видение будущего организации ляжет в основу реформ. "Модернизация ЕС – необратимый процесс. Но ее направленность сейчас предугадать крайне сложно. Есть много подходов. Однако реформы, скорее всего, будут касаться и внутренней ситуации, и механизмов реагирования на внешние вызовы (терроризм, мигранты и так далее)", - прокомментировал "Обозревателю" содиректор программ внешней политики и международной безопасности "Центра Разумкова" Михаил Пашков.

2 подхода

Если пока не акцентировать внимание на нюансах, в целом есть 2 основных подхода к реформированию: это усиление и ослабление интеграции. Приверженцы первого подхода: Германия, Италия, Испания, Бельгия и, возможно, Франция. Позиция Парижа во многом будет зависеть от результатов президентских и парламентских выборов в следующем году, ведь есть риск, что к власти придут евроскептики.

Читайте:Выборы, от которых зависит Украина: как изменится расстановка сил на геополитической карте мира

За возвращение части полномочий национальным правительствам выступают, в частности, Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Ирландия, Нидерланды, Швеция и Дания. В большинстве этих стран крайне сильны евроскептические настроения, поэтому централизационные процессы они воспримут в штыки, что грозит только усилением напряженности и разногласий в ЕС.

"Если понимать под усилением интеграции придание союзу черт сверхгосударства, то это нереалистично. Собственно говоря, главная причина выхода Великобритании – недовольство усилением центристских тенденций в организации", – подчеркнул в беседе с нами чрезвычайный и полномочный посол, экс-представитель Украины в Совете Организации Объединенных Наций по правам человека Владимир Василенко.

На фоне повсеместного роста популярности популистов, которые и без того агитируют за национальные референдумы о членстве в ЕС, курс на централизацию может иметь трагические последствия для еврозоны.

"После Brexit наибольшему риску "эффекта домино" подвержены скандинавские страны, входящие в ЕС (Финляндия, Дания, Швеция, – Ред.). Они очень осторожно смотрят на то, что происходит в странах "старой демократии" – Франции, Германии", – отметил в комментарии "Обозревателю" профессор Дипломатической академии Украины Сергей Шергин.

Очевидно, что реформированный Евросоюз будет строиться по принципу национальных государств. Пересмотр полномочий основных структур организации (Еврокомиссии, Европарламента и Евросовета) также вероятен.

"Единственный перспективный подход – нахождение модальности, при которой ЕС сможет лучше реагировать на внешние и внутренние вызовы, но останется сообществом национальных государств", – полагает Владимир Василенко.

Перераспределение полномочий – не единственное направление реформ. Чтобы стабилизировать ситуацию в организации, необходимо свести к минимуму один из важнейших кризисных факторов – наплыв мигрантов. Эта задача предполагает выстраивание эффективной системы приграничной безопасности ЕС. Еще один важный аспект – социально-экономическая политика. Речь идет, например, о разработке программ по снижению безработицы. Эта проблема очень актуальна, в частности для Франции.

Двухуровневая система и армия

Есть еще одна концепция реформирования Европейского Союза – двухуровневая система, к которой со временем смогут присоединиться также Норвегия, Турция, Швейцария и Украина. Эту идею предложил журналист The Financial Times Гидеон Рахман. Проще говоря, речь идет о разных уровнях интеграции.

"Вариант с переходом Евросоюза на двухуровневую систему не является идеальным, однако кажется наиболее подходящим. Он дает возможность сохранить целостность Евросоюза и позволяет демократизировать его так, чтобы можно было услышать голос каждой страны. Но на то, чтобы внести изменения в учредительные договоры, уйдет очень много лет", - прокомментировал "Обозревателю" аналитик Международного центра перспективных исследований Евгений Ярошенко.

Читайте:Абсолютное вето: Англия пригрозила заблокировать попытки создания армии ЕС

Кроме того, пока это лишь красивая и трудноосуществимая идея, у которой нет публичных сторонников среди руководства стран ЕС.

Малоперспективной задумкой является и создание армии Европейского Союза, что придало бы организации некое схожество с НАТО. Хотя о ЕС как аналоге альянса можно говорить лишь с большой натяжкой. В целом армия вписывается в стратегию централизации и является "детищем" председателя Еврокомиссии Жан-Клода Юнкера. Его идею поддерживают Франция и Германия, выступая за создание общеевропейской военной доктрины. А вот восточноевропейские страны (Литва, Латвия, Эстония, Польша), а также "нейтральные" государства (Швеция, Финляндия, Австрия, Ирландия) выражают серьезную обеспокоенность по этому поводу.

Как сообщал "Обозреватель", канцлер Германии Ангела Меркель заявила, что выживание ЕС становится вопросом о "войне и мире".

Автор:

Источник: obozrevatel.com

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Twitter-новости
Наши партнёры
Читать нас
Связаться с нами
Наши контакты

hardlod@gmail.com

О сайте

Все материалы на данном сайте взяты из открытых источников — имеют обратную ссылку на материал в интернете или присланы посетителями сайта и предоставляются исключительно в ознакомительных целях. Права на материалы принадлежат их владельцам. Администрация сайта ответственности за содержание материала не несет. Если Вы обнаружили на нашем сайте материалы, которые нарушают авторские права, принадлежащие Вам, Вашей компании или организации, пожалуйста, сообщите нам.