
Туристы, предпочитающие умные экскурсии и интересующиеся историей страны, просто не могут пропустить Билимбай, ведь именно здесь происходили испытания реактивного двигателя.
Родина БИ 1
Бывшие владения бая Билима, от имени которого поселок получил свое название, находятся в 56 км от Екатеринбурга. У Билимбая богатая история. Когда-то эти уральские земли заселяли воинственные башкиры, в восемнадцатом веке здесь построили первый на Урале чугуноплавильный завод. Первый чугун был дан в 1934 году, именно этот год и стали считать годом основания рабочего поселка. Но интересен Билимбай не только вотчиной графа Строганова, владельца завода. В этот поселок в годы Великой Отечественной войны эвакуировали конструкторское бюро, занимавшееся разработкой нового реактивного двигателя для самолета. Сотрудники работали в одном из помещений бывшей Свято-Троицкой церкви. А испытания нового истребителя велись на покрытом льдом Билимбаевском пруду.
Проект был разработан конструкторами А.Я. Березняком и А.М. Исаевым, поэтому самолет получил обозначение «БИ» (Березняк–Исаев).
Читайте также: рекомендуем вам также почитать историю https://yuzhnoye.com.ua/kbu-history КБ «Южное» завод по ракетостроению в Украине.
Первый экзамен самолет «сдал» 15 мая 1942 года. Это был полет в 3 минуты 9 секунд. Истребитель на реактивном двигателе летел со скоростью 40 км/ч и набрал высоту 840 м. Испытывал самолет летчик Михаил Бахчиванджи, специально призванный с фронта. К сожалению, седьмой по счету полет стал неудачным. Самолет не смог выйти из пике и разбился. Летчик погиб.
После трагического случая производство свернули, а изготовленные самолеты были уничтожены. Однако разработки жидкостного ракетного двигателя положили основу для БИ-2, который попал в серийное производство. Сегодня в Билимбае одна из улиц носит имя летчика-героя, в память о нем установлена мемориальная доска, а в музее поселка одна из экспозиций посвящена теме космоса и созданию реактивного двигателя.
Туристы, приехавшие в Билимбай, чтобы поклониться подвигу летчика-героя, могут увидеть полномасштабную модель БИ 1, имеющую все характеристики образца: размах крыльев – 7,5 м, вес – почти тонна. Отличие же в том, что оригинал был изготовлен из дерева и ткани, а модель – из металла.
Исторические экспонаты
Благодаря проекту «Билимбай – дорога в космос» туристы могут увидеть уникальные экспонаты в местном билимбаевском музее и узнать историю рождения реактивного двигателя, с чего и началась отечественная история покорения человеком космоса.
Что можно увидеть в Билимбае помимо макета БИ 1:
1. По дороге к Билимбаю – макет космического корабля «Восток».
2. В местном музее – экспозиции, где можно найти информацию об ученых-конструкторах, работавших в Билимбае над созданием нового истребителя с реактивным двигателем, а также о летчиках-испытателях.
3. На здании Дома Народной Культуры – мемориальная доска Григорию Яковлевичу Бахчиванджи, летчику-испытателю.
4. Проект-эскиз мемориального комплекса памяти первопроходцев отечественной космонавтики и авиации.
5. На Билимбаевской кладбище – могила матери конструктора БорисаЧертока.
6. На местном кладбище захоронения двоих детей конструктора М.Миля, чья семья жила в Билимбае в годы войны.
7. Помещение цеха, где собирали самолеты БИ 1.
Отправить ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.