“Игра престолов”: уроки лидерства для офисных сотрудников

13 Май 2015 | Автор: | Комментариев нет »

Хотя в «Игре престолов» есть своя доля драконов, битв на мечах и колдовства, именно политическое маневрирование и динамика смены власти во многом скрепляют между собой эпизоды телевизионного сериала канала HBO и цикл романов Джорджа Мартина «Песнь Льда и Огня», на основе которых он был снят.

Начиная с вынужденного прихода к власти Джона Сноу, ставшего лордом-командующим Ночного Дозора, и заканчивая придворными интригами Мизинца, каждый из персонажей олицетворяет различные подходы к лидерству, добиваясь его с разной степенью успеха.

Speakeasy побеседовал с тремя экспертами в области управления и бизнеса (все они знакомы с экранизацией) чтобы понять, какие уроки можно извлечь из представленных в фильме стилей руководства применительно к корпоративной среде. Это Эйми Коэн (Aimee Cohen), автор и докладчик, консультант в области карьеры с более чем 20-летним стажем; Уэверли Дойч (Waverly Deutsch), ассистент-преподаватель основ предпринимательства в Booth School of Business Чикагского университета; и Эрих Диердорф (Erich Dierdorff), профессор менеджмента в бизнес-колледже Университета Де Поля.

«По сути лидерство означает способность оказывать влияние на других, чтобы вести их к какой-то цели или заставить что-либо сделать», — объясняет Диердорф. В этом смысле почти все главные герои в «Престолах» являются носителями некоторой формы лидерства, за исключением Джейме Ланнистера, продолжает он.

«Джейме не желает быть лидером, он стремится внести свой личный вклад», — говорит Дойч. Это идет в разрез с планами его отца Тайвина в отношении преемственности дома Ланнистеров. «Планирование преемственности в бизнесе — дело очень непростое, — добавляет она. — Мы с вами живем в то время, когда во главе корпораций находятся бэби-бумеры, чья пенсия уже не за горами, а в спину им дышат представители поколения Х и поколения Y». Поколение X пережило периоды спада — лопнувший интернет-пузырь в 2000 году и крах 2008 года — когда многим компаниям пришлось отказаться от таких вещей, как квалифицированная подготовка руководящих кадров.

«Они не прошли должного обучения, у них не было соответствующих наставников, которыми за одно поколение до них располагали бумеры, — говорит Дойч. — А бумерам остается только со стороны наблюдать за ними и за их „Мы не занимаемся планированием преемственности“, что в общем и делает Тайвин».

Один из самых главных уроков, который можно извлечь из мира «Престолов», по мнению Дойч, состоит в том, что информация здесь ценится больше, чем золото. От «маленьких пташек» Вариса до понимания одичалых, к которому стремится Джон Сноу, информация помогает людям выжить. «Информация и информационная асимметрия создают огромную динамику в бизнесе, рычагами которого люди управляют», — говорит она.

А тех, кто надеется остаться вне офисных интриг, как Нед Старк или молодая Санса, Коэн предупреждает: «Если вы не играете в офисные игры, кто-то обращает их против вас».

Так, по мнению Коэн, Маргери Тирелл — не более чем пешка в своей семье, хотя играет эту роль хорошо и с готовностью. «Некоторые решения принимаются в отношении других людей, совета которых даже не спрашивают, — поясняет Коэн. — В этом случае вы являетесь добровольным участником, максимально использующим данную возможность и принимающим этот вызов, или нет?»

Рассмотрим некоторые из возникших по ходу дискуссии тем, среди которых женщины, работающие в преимущественно мужской среде, восприятие изменений, а также важность, которую обретает привлекательность и способность внушить доверие.

Аутсайдеры и подлинное лидерство

Одной из черт, свойственных многим наиболее популярным персонажам Мартина, является статус изгоя, будь то незаконнорожденный, карлик или девчонка с мальчишескими ухватками. Тирион и Джон Сноу подружились в самом начала сериала, когда вместе держали путь к Стене, понимая, что их связывает схожая участь. Джону, хотя он и вырос в лоне дома Старков, постоянно напоминают, что он в Винтерфелле — незаконнорожденный и человек второго сорта.

Тириону, который рос в величественных пределах Утеса Кастерли, достаются лишь презрение и насмешки сестры и отца. «Никогда не забывай, кто ты есть, — советует он Джону. — Остальной мир этого не забудет. Носи это знание, как доспехи, и тогда никто не сможет воспользоваться им, чтобы ранить тебя».

Этот опыт определяет их поведение. «Джону Сноу сознание собственной обособленности привило чувство справедливости и желание действовать, — говорит Диердорф. А у Тириона оно развивает чувство сострадания. — То есть в нем живет доброта, и рождается она из его собственного опыта и понимания того, что значит быть изгоем».

Диердорф описывает это как подлинное лидерство — опыт того, кто из продавца магазина смог подняться до генерального директора. Такого лидера люди способны поддерживать, поскольку верят, что найдут в нем понимание.

Однако Тирион, несмотря на свою компетенцию, не может быть воспринят всерьез, потому что он не такой, как другие. «Один из вопросов, которые возникают в бизнесе, звучит следующим образом: является ли непохожесть тем, что не позволяет взять на себя руководящую роль, или же она должна быть чем-то, на что мы в действительности смотрим по-иному, поскольку она может сделать из человека лучшего или отличного от остальных лидера?» — спрашивает Дойч.

Она приводит в качестве примера генерального директора Apple Тима Кука, который осенью прошлого года признался, что «гордится тем, что гей». «Оказывает ли этот случай непохожести влияние на его лидерство в Apple?» — спрашивает Дойч.

Интересный вопрос в рабочем контексте, равно как и аргумент в пользу разнообразия. Но кто-то, подобный Тириону, в офисном пространстве скорее всего встретит сопротивление попыткам что-либо изменить, хотя это и зависит от того, где он работает. «Может, его место в одном из мировых „Гуглов“, где поощряются инновации и так называемое нестандартное мышление?» — предполагает Диердорф.

Эффективные лидеры должны располагать к себе

Пока что в мире «Игры престолов» положительные персонажи погибают, тогда как наиболее безжалостные оказываются у власти — будь то Тайвин, Станнис, Серсея или Мизинец. Даже если кто-то, подобный Джоффри, правит недолго, люди тем не менее следуют его повелениям. Он воплощает в себе так называемую «темную триаду» личности, объединяющую черты нарциссиста, макиавеллиста и психопата.

Образ Джоффри в этом мире фантазий преувеличен, и Диердорф видит разрыв между тем, что изображается в поп-культуре, и реальностью руководства. «Мы часто говорим: «Вы не можете быть доброжелательными, вам предстоит принимать жесткие решения», — говорит он. Лидеры принимают жесткие решения, но это не означает, что им не следует проявлять терпимость.

Такие методы управления, как запугивание и шантаж могут принести некоторые результаты, но никак не в долгосрочной перспективе. Они создают атмосферу недоверия и поощряют сотрудников на поиски путей для мести или ухода с работы. Кроме того, система условного вознаграждения и наказания, утверждает Диердорф, означает, что вы получите простое выполнение требующегося, а не отдачу в работе. Люди будут исполнять свои основные обязанности, но и шагу лишнего не сделают.

Коэн считает, что для истинного лидера крайне важен фактор привлекательности. «В противном случае это не лидер, это диктатор», — утверждает она. Такие, как Дайенерис, например, заботятся о том, что думают о ней ее подданные.

«У нее много замыслов и чаяний, и она хочет, чтобы люди следовали за ней и оказывали ей поддержку, — говорит Коэн. — Она хочет быть любимой королевой и воцариться на Железном Троне».

Важность адаптивности

Из-за перегруппировок союзов и изменений в борьбе за власть, способность адаптироваться к новым ситуациям в «Престолах» является жизненно необходимой. Арья, которая не обладает реальной властью, способна приспосабливаться и выживать, будь то случай с Псом или ее жизнь в Черно-белом доме в Браавосе.

Диердорф приводит «большую пятерку» свойств личности: это открытость к новому опыту, добросовестность, экстраверсия, доброжелательность и невротизм. Некоторые из этих черт хорошо работают на лидерство, говорит он, в том числе экстраверсия и открытость опыту, которая связана со способностью к адаптации.

Джон Сноу как раз служит примером проявления этих двух черт, будь то его жизнь и обучение у одичалых или руководство Ночным Дозором. Он предан идее и убеждает других на своем примере. «Такого рода качества чрезвычайно важны на работе, — говорит Диердорф. — Мы знаем, что роль моделирования имеет огромное влияние. Хорошие лидеры и люди, достигающие руководящих должностей, это те, кто способен меняться и проявлять гибкость».

«Мы считаем, что гендиректора и управляющие делают все правильно, когда понимают, что речь идет не только об акционерах, но о заинтересованных сторонах в целом, — добавляет он. — Если вы задумываетесь об устойчивости бизнеса, то необходимо принимать во внимание ваших сотрудников, их семьи, рабочую атмосферу — так называемую концепцию тройного критерия».

Между тем, из «большой пятерки» невротизм играет негативную роль, когда речь заходит о руководстве. Серсея невротична и относится к каждому с подозрением — это качество может оказаться пагубным для рабочей обстановки. «Такие лидеры никому не доверяют, — объясняет Диердорф. — Они не предоставляют своим непосредственным подчиненным автономию, которая напрямую связана с отношением к выполнению работы [и] удовлетворенностью ею».

Подобное качество также может иметь эффект просачивания. «Если мой руководитель мне не доверяет, если он невротичен и подозрителен, тогда я задумываюсь: а как мне самому действовать в отношении своих подчиненных?» — говорит Диердорф.

Женщины-лидеры

В то время как Мартина часто хвалят за созданные им мощные женские персонажи, многие из них, учитывая феодальный ландшафт, в котором разворачивается сюжет, оказываются ограничены своим полом. «Героиням даны большие и яркие роли, но в выполнении своих задач они руководствуются самыми что ни на есть стереотипными женскими установками», — отмечает Дойч.

Серсея, например, действует в основном через влиятельных мужчин, которыми она управляет или которых пытается взять под контроль, начиная с мужа, сыновей, брата-близнеца и отца. «Когда же она попадает в передрягу, то обычно недоумевает, что ей делать дальше, — говорит Дойч. — Когда Серсея находится под защитой мужчины, она, как правило, точно знает, куда его направить и как им распорядиться». Маргери — это еще один сильный женский персонаж, который способен влиять на людей из-за кулис.

«Если вы думаете, что один из главных пунктов Шерил Сэндберг в книге „Не бойся действовать: женщины, работа и воля к лидерству“ („Lean In: Women, Work and the Will to Lead“) это подход в стиле „Слушай, мы должны играть определенную роль в этом мире, но будем делать это по-своему“, — продолжает Дойч, — то женщины Мартина, безусловно, так и поступают».

Дайенерис, стремящаяся руководить самостоятельно, а не через мужчин, по-прежнему использует для своего влияния красоту и обольщение. «Как женщине быть генеральным директором, не пытаясь в точности копировать мужской аналог и принципиально утверждая собственный женский взгляд на вещи, но делая это таким образом, чтобы мужчины относились к ней с уважением и могли без стеснения с ней работать?» — спрашивает Дойч.

«Мы говорим лишь о 5% женщин в списке руководителей самых крупных компаний США по версии журнала „Fortune“ (Fortune 1000), — говорит она. — То есть мы говорим об очень небольшом числе женщин, которые работают в том по-прежнему преимущественно мужском мире. Я думаю, что время, в котором мы живем, если уж обобщать, не слишком отличается от времени, отображаемого в мире „Престолов“, где женщины приходят к власти, но все еще руководят главным образом в окружении мужчин и где им в основном приходится работать с и через мужчин».

Нахождение баланса между настойчивостью и агрессивностью — тип поведения, который зачастую поощряется, когда свойственен мужчине — это трудная задача, особенно для женщин в преимущественно мужской рабочей среде. Коэн рассматривает президентскую кампанию Хиллари Клинтон как наиболее яркий пример. «Она постоянно пытается нащупать эту границу между своей женской сущностью и женственностью, с одной стороны, и властностью, упорством и серьезностью своих намерений — с другой», — говорит она.

Женщинам у власти иногда приходится принимать на себя удары со стороны других женщин — то, что происходит в «Танце с драконами», когда Серсея отмечает, что «женщины всегда проявляют наибольшую жестокость, когда дело касается других женщин». Даже Хиллари Клинтон в этом месяце довелось испытать это на себе, когда одна женщина-генеральный директор из Техаса написала, что «женщина не должна быть президентом».

В мире «Престолов» есть два женских персонажа, чье существование выходит за рамки наиболее традиционных женских атрибутов. Это Арья, больше половины фильма маскирующаяся под мальчика, и Бриенна, женщина-рыцарь. «И обе они представляют собой что-то вроде фриков, верно? — говорит Дойч. — Это не похожие на других парии, предпочитающие идти своим путем».

По мнению Дойч, которая читала все книги серии, Дайенерис обладает ключами к успеху. «Сможет ли она стать сильным лидером, который необходим, чтобы вернуться к Семи Королевствам и помочь объединить их, прежде чем наступит зима? — говорит она. — То, что Мартин сделает с Дайенерис, действительно скажет о многом, поскольку она наиболее влиятельная и независимая из женщин».

Робин Каваками

Источник: inosmi.ru

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Twitter-новости
Наши партнёры
Читать нас
Связаться с нами
Наши контакты

hardlod@gmail.com

О сайте

Все материалы на данном сайте взяты из открытых источников — имеют обратную ссылку на материал в интернете или присланы посетителями сайта и предоставляются исключительно в ознакомительных целях. Права на материалы принадлежат их владельцам. Администрация сайта ответственности за содержание материала не несет. Если Вы обнаружили на нашем сайте материалы, которые нарушают авторские права, принадлежащие Вам, Вашей компании или организации, пожалуйста, сообщите нам.