“Качеством образования недовольны все”

18 Май 2015 | Автор: | Комментариев нет »

В системе управления образованием есть такие вопросы, которые перед нами, педагогами, периодически ставят. Их ставят, а они падают. Их вновь ставят, а они опять падают. Но постепенно закрепляются (по крайней мере, в сознании чиновников), поскольку с каждым разом попадают на все более подготовленную почву. И то, что еще вчера казалось диким, смешным, нереальным, - сегодня воспринимается как вполне естественная управленческая логика. К числу таких вопросов относится качество образования.

Качеством образования недовольны все. Сегодня, кажется, нет такой партии, общественной группы, интернет-сообщества, которые бы не метали громы и молнии, обличая низкий культурный и нравственный потенциал современных школьников, - разумеется, противопоставляя его собственной выдающейся интеллектуальной оснащенности и безупречной морали.

Словом, для всех очевидно, что качество образования необходимо немедленно повышать. Соответственно, данным процессом необходимо эффективно управлять, подталкивая педагогов к скорейшему решению важнейшей задачи. Педагоги спорят о том, что рассматривать в качестве объективных критериев оценки их работы. Высокие результаты ЕГЭ и победы в международных олимпиадах их питомцев? Но, быть может, доведение до оценки «три» малоспособного ученика из пьющей семьи стоит не дешевле?..

Справедливых, выверенных и признанных профессиональным сообществом критериев оценки труда учителя пока нет. Но кого это интересует? Уже принято решение, что с 2018 года учителя будут переведены на эффективный контракт. Это означает, что государство перестанет раздавать всем сестрам по серьгам, а станет платить учителям, исходя из некой оценки эффективности труда педагога.

Бог с ними, с содержательными подходами, которые еще только предстоит выработать. В руках у эффективных менеджеров - универсальные экономические инструменты, позволяющие легко подсчитывать напряженность педагогического труда, не особо вникая в его содержание. А тут еще, как на грех, разразился экономический кризис, который подогревает ситуацию.

Эффективный контракт будет введен в действие в 2018 году, но из многочисленных встреч с коллегами в регионах знаю, что их побуждают перейти на него уже сегодня. А в прессу вновь вбрасывается тезис об избыточности количества учителей в России.

В Европе-де на одного учителя приходится в среднем 25 учеников, а у нас - всего 17. Разумеется, данная статистика отражает среднюю температуру по больнице. Наша территория приблизительно равна двадцати двум Франциям, где сельские и поселковые школы (их 70%) отделены друг от друга немыслимыми расстояниями. Состояние наших дорог известно. Здесь порой уместно вести речь не о школьном автобусе, а о БМП. В крупных городах, где остро ощущается нехватка помещений и многие школы до сих пор работают в две смены, количество детей в расчете на одного учителя и так зашкаливает. Секрет его относительно высокой зарплаты кроется в том, что в первую смену он ведет второй класс, а во вторую - четвертый. Естественно, в сельских школах ситуация иная. Так кого и где конкретно мы собираемся сокращать? На какое такое качество образования при таком подходе приходится нам рассчитывать?

Оптимизировать штатное расписание школ, урезав вспомогательный персонал (волшебное слово - аутсорсинг, переход на который в сельских школах выглядит трагикомично), уволить часть педагогов, заставив остальных работать напряженнее, - нетрудно догадаться, к каким последствиям все это приведет.

С другой стороны, такой вполне себе прагматически-западный подход, особенно трогательно звучащий на фоне призывов отстаивать свою самобытность, оберегая наши духовные скрепы...

Поделился своей печалью с педагогом, переехавшим в Америку, где он, продукт советского образования, без труда устроился учителем математики. В ответ получил от него чисто американскую историю, которая имеет непосредственное отношение к реформированию нашего образования, да и не его одного:

«На прошлой неделе мы с друзьями отправились в новый ресторан на Брайтоне. Сделав заказ, я обратил внимание, что официант, который нас обслуживал, носит в кармане рубашки ложку. Поначалу я не придал этому значения, но, осмотревшись, обнаружил, что ВСЕ официанты таскают в кармане рубашки ложку.

- Для чего ложка? - спросил я подошедшего в очередной раз официанта.

- Видите ли, руководство нашего ресторана наняло консалтинговую фирму для оптимизации наших процессов. Эти парни ковырялись тут несколько месяцев и пришли к выводу, что мы тратим очень много времени на то, чтобы сбегать на кухню за чистой ложкой, в случае если клиент уронит ее на пол. Это происходит примерно 3 раза в час за каждым столиком. Имея ложку в кармане, мы экономим полтора человеко-часа за смену...

«Хитро!» - подумал я и продолжил трапезу. По мере насыщения внимание мое обострялось, и я заметил, что у ВСЕХ официантов из брюк торчит тонкий шнурок.

- Простите, а для чего шнурок у вас в брюках? - воззвал я к тому же официанту.

Наклонившись ко мне и понизив голос, он ответил:

- Та же самая контора, проанализировав нашу работу, пришла к выводу, что мы тратим очень много времени в туалете. Ну, знаете, достать, помочиться, вымыть и высушить руки... Так вот, привязав шнурок к... хм... сами знаете чему, мы можем быстро его достать, не пользуясь руками, а значит, нам не нужно мыть руки после посещения туалета, тем самым мы экономим 75% времени.

- Да, но как же вы... простите... засовываете его обратно, не пользуясь руками?

Понизив голос, еще и наклонившись прямо к моему уху, официант прошептал:

- Я не знаю, как остальные, но я пользуюсь ложкой».

Ну, конечно же, это анекдот, но суть оптимизационных процессов он передает точно. Не знаю как вас, а меня эта анекдотическая история даже слегка порадовала. Получается, что вопреки санкциям мы по-прежнему в мировом тренде!

И еще одно «утешительное» соображение: не одни мы, образованцы, испытываем на себе оптимизационные процессы.

Недавно навестил пожилую учительницу, которая после сложной операции находится в хорошем госпитале. Современная, оснащенная всем необходимым оборудованием двухместная палата. Коллега рассказала, что, когда она отошла от анестезии, в первый момент подумала, что после наркоза у нее начались видения. Ей показалось, что на соседней койке валетом лежали две пациентки. Но анестезия здесь была ни при чем. Просто женщину, которой накануне сделали операцию, в тот день выписывали, но оформление документов затянулось. Тем временем на это место уже привезли новую плановую больную. Обе женщины (одна после операции, другая - до), будучи не в состоянии стоять или сидеть, по договоренности на время разделили общее ложе.

А что? Перенимаем западный технологичный подход. Там ведь тоже с больными не сильно церемонятся, поднимая их на ноги на другой день после операции. Что и говорить, если на следующий день после родов герцогиню Кембриджскую с новорожденной принцессой Шарлоттой выписывают из клиники и для дальнейшего выхаживания отправляют, страшно подумать, - домой, прямиком в Кенсингтонский дворец.

А мы чем хуже?

Евгений Ямбург

Источник: mk.ru

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Twitter-новости
Наши партнёры
Читать нас
Связаться с нами
Наши контакты

hardlod@gmail.com

О сайте

Все материалы на данном сайте взяты из открытых источников — имеют обратную ссылку на материал в интернете или присланы посетителями сайта и предоставляются исключительно в ознакомительных целях. Права на материалы принадлежат их владельцам. Администрация сайта ответственности за содержание материала не несет. Если Вы обнаружили на нашем сайте материалы, которые нарушают авторские права, принадлежащие Вам, Вашей компании или организации, пожалуйста, сообщите нам.