Коррупция или Хезболла. Что “убило” БейрутСюжет

6 Авг 2020 | Автор: | Комментариев нет »

Разрушенный порт Бейрута

Ливану угрожает голод из-за разрушенного порта в столице. Есть мнение, что опасный груз направлялся военнизированной ливанской группировке.

Взрывы в порту Бейрута, которые оценили в десятую часть атомной бомбы, сброшенной на Хиросиму, произошли из-за аммиачной селитры, много лет хранившейся в порту ливанской столицы.

В Бейрут она попала на сухогрузе, принадлежавшем российскому бизнесмену, который, как сообщается, бросил судно и груз на произвол судьбы. Корреспондент.net рассказывает подробности.

 

Как химикаты оказались в Бейруте и почему взорвались

Ущерб от взрыва в ливанской столице может достигать 15 миллиардов долларов. Об этом заявил губернатор провинции Бейрут Марван Аббуд. В результате взрыва пострадала половина города: одни здания были полностью разрушены, где-то выбило стекла. 

Десятки тысяч людей в городе остались не только без жилья, но и без работы. Полностью уничтожен порт, через который Ливан импортирует практически все необходимое, а также элеватор со стратегическим запасом зерна. Страна находится под угрозой голода.

Причиной взрыва стало ненадлежащее хранение аммиачной селитры - химиката, который используют как удобрение или компонент для взрывчатки. Премьер-министр Ливана Хасан Диаб сообщил, что партия весом в 2750 тонн находилась на складе с 2014 года без соблюдения необходимых мер предосторожности.

Как сообщается, судном Rhosus под молдавским флагом, которое перевозило селитру, владел предприниматель из российского города Хабаровск Игорь Гречушкин. Экипаж состоял из граждан Украины и России, а их работодателем была кипрская компания Teto Shipping.

Судно шло из Грузии в Мозамбик, но внеплановый заход в Бейрут из-за поломки в октябре 2013 года обернулся арестом портовыми властями из-за технических нарушений эксплуатации. Экипажу, состоявшему из четырех человек, было запрещено покидать корабль.

Разрешение на выгрузку химикатов на берег было выдано через год - на тот самый склад под номером 12, который во вторник сначала загорелся, а затем стал эпицентром мощного взрыва.

Склад был не особенно защищен и оснащен кондиционерами, как это предусматривают стандарты безопасности по хранению нитрата аммония в других странах, отмечает немецкое издание Der Spiegel.

Согласно недатированной служебной записке, предположительно от администрации порта, в 2014, 2015, 2016 и 2017 годах подавались заявления о том, чтобы вывести особо опасный груз с территории порта, "или отправить его обратно отправителю, или продать ливанской компании, специализирующейся на производстве взрывчатки", отмечает газета.

После того, как судно Rhosus было задержано в порту Бейрута, "собственник корабля исчез со своими деньгами, а мнимые покупатели в Мозамбике не проявляли никаких шевелений", рассказал тогдашний капитан судна Борис Прокошев в интервью Радио Свобода.

Немецкий таблоид Bild считает, что это может говорить о том, что поставка товара в Африку была лишь предлогом для доставки взрывчатки в зону досягаемости Хезболлы - шиитской военизированной группировки, поддерживаемой Ираном.

Один из инсайдеров сказал в разговоре с Bild, что невыдача разрешений на отправку или продажу груза, возможно, была актом гражданского неповиновения, чтобы воспрепятствовать попаданию груза Хезболле.

Издание пишет, что провело собственное расследование, которое показало, что в период с 2012 по 2016 год террористы другими путями пытались получить доступ к высоковзрывчатому нитрату аммония, чтобы нанести удары по еврейским и израильским объектам по всему миру.

"Хезболла"знала, что получить доступ к 2750 тоннам вещества можно в любой момент и поэтому воздерживалась от новых попыток завладеть им", - считают авторы.

Bild отмечает, что несколько недель назад израильтяне в ходе прицельного авиаудара убили в сирийской столице Дамаск члена Хезболлы и группировка поклялась отомстить, "а Израиль готовился на своей северной границе к чрезвычайной ситуации".

В пользу того, что шииты проявили интерес к взрывчатому веществу говорит то, что пожар на складе начался во время сварочных работ на воротах здания: аммиачную селитру пытались защитить от кражи, отмечает таблоид.

Капитан судна в том, что опасный груз оказался фактически брошенным в порту, винит власти Ливана.

"Незачем было арестовывать это судно, от него надо было скорее избавиться! Когда просили выпустить, надо было сказать: идите уже, ничего с вас не надо! А они начали требовать, чтобы им долг вернули за портовый сбор - и вот что получилось", - сказал он.

Отметим, что на форумах, посвященных морскому торговому судоходству, об Игоре Гречушкине и его компании Teto Shipping Ltd, встречается много негативной информации: его обвиняют в невыплатах зарплат, наплевательском отношении к своим экипажам и судам, несоблюдении правил безопасности и даже мошенничестве.

По словам капитана Прокошева, оказавшиеся на задержанном в порту Бейрута судне моряки не получали зарплаты. Выяснилось, что еще в 2014 году он направил жалобу в профсоюз моряков в Новороссийске, где сообщал, что экипаж, который не выпускали с арестованного судна не получает ни жалования, ни продовольствия.

"Судовладелец намерен, по его словам, продать судно и рассчитаться с экипажем, однако продать его не может, так как на судне опасный груз нитрата аммониума, который не разрешают в порту Бейрут выгружать и перегружать на другое судно", - говорилось в документе, который цитируют российские СМИ.

Прокошев также в 2014 году писал в Международную ассоциацию транспортных рабочих, что судовладельцу предлагали отказаться от Rhosus в обмен на погашение долгов перед моряками и портом в Бейруте. 

"Тот заартачился и отказался подписывать предложенный ему вариант разрешения ситуации", - сообщалось в письме.

В обоих документах Прокошев также жаловался на отсутствие помощи от российских дипломатов в Ливане.

"Я писал каждый месяц Путину. Писал, что состояние у нас хуже, чем у заключенных. Заключенный знает, когда он выйдет, а мы не знаем, когда нас выпустят! И отпустят ли вообще! Ответом была отписка: ваше обращение отправлено в МИД", - рассказал он.

Судно в итоге затонуло пару лет назад из-за пробоины. "Надо было периодически откачивать воду. А если экипажа нет, некому это делать", - рассказал Прокошев.

Джо Гилбертсон, глава сектора удобрений британской Конфедерации сельскохозяйственных отраслей, считает, что информация о пробоине на корабле может означать, что в селитру могла попасть морская вода.

Загрязнение морской водой делает селитру потенциально взрывоопасным веществом, сказал эксперт в интервью BBC News.

 

Новости от Корреспондент.net в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/korrespondentnet

Источник: korrespondent.net

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Twitter-новости
Наши партнёры
Читать нас
Связаться с нами
Наши контакты

hardlod@gmail.com

О сайте

Все материалы на данном сайте взяты из открытых источников — имеют обратную ссылку на материал в интернете или присланы посетителями сайта и предоставляются исключительно в ознакомительных целях. Права на материалы принадлежат их владельцам. Администрация сайта ответственности за содержание материала не несет. Если Вы обнаружили на нашем сайте материалы, которые нарушают авторские права, принадлежащие Вам, Вашей компании или организации, пожалуйста, сообщите нам.