Аттестация специалистов-реставраторов: повышает качество или мешает работать
С 2012 года существует добровольная аттестация специалистов, занятых в сфере восстановления и ремонта исторических и архитектурных памятников. Как всегда, преследовалась благородная цель - повысить качество выполняемых работ, подтвердить высокую квалификацию специалистов, "пересчитать" их и создать единый реестр.
Однако она не получила особого распространения, потому что большинство мастеров зачастую имеют не одну, а сразу несколько специальностей, поэтому пришлось бы аттестовывать их сразу по всем направлениям. Разумеется, что для основной массы компаний, занятых в реставрации, это невыгодно: документы на аттестацию рассматриваются в аттестационной комиссии Минкультуры в Москве, на каждого специалиста приходится собирать и отправлять целые коробки документов, подтверждающих мастерство и квалификацию, демонстрирующих примеры работ каждого. Для новых компаний выполнение требований аттестации существенно повышало и без того высокую стоимость КГИОП лицензии на реставрацию.
С недавнего времени аттестация специалистов стала обязательной, без этого невозможно ни получить лицензию на реставрацию, ни выиграть тендер. Причем часто по условиям тендера фирма обязана иметь целый "набор" аттестованных мастеров различной квалификации. Получается, что компания должна держать в штате специалистов, при этом не давая никаких гарантий, что они будут обеспечены работой. Для фирм, занимающихся реставрацией, это необоснованные затраты, для мастеров - отсутствие уверенности в завтрашнем дне.
Другая сторона аттестации
В плане аттестации кадров возникла абсурдная ситуация. Многие мастера имеют огромный опыт и стаж работы по нескольким специальностям, но зачастую это самоучки, которые до всего дошли опытным путём. Подтвердить свою квалификацию они смогли лишь после 2009 года, когда повсеместно ввели обязанность пройти переподготовку. При определении категории в ходе аттестации учитывается только тот опыт, который получен мастером после повышения квалификации. Получается, что мастер со стажем работы в реставрации более 40 лет получает низшую третью категорию только потому, что не соблюдал формальности и не посетил курсы переподготовки. В такой ситуации возникает благоприятная почва для злоупотреблений, подлогов, покупки фальшивых документов. На первый план снова выходят формальности.
Есть ли выход из ситуации?
Специалисты считают, что решить проблему формального подхода смогут саморегулируемые объединения фирм-реставраторов, приводя в пример аналогию с объединениями таких компаний в Европе. При такой схеме большую роль играют не "корочки" специалиста, а качество выполняемых мастером работ. На первое место выходит репутация фирмы, которую и поддерживают за счёт привлечения высококлассных специалистов и результатов реставрации. В условиях рынка качество реставрации прекрасно поддерживается за счет высокой конкуренции, а не жесткого государственного контроля.
Предыдущая статья
Следущая статья
Вернуться