Русский народный Православный календарь
Всестороннее осмысление наиболее общих законов построения народного календаря показывает, что древняя система структурирования времени основывалась не только на движении Солнца по зодиакальному кругу. Огромное влияние на нее оказывало и другое небесное светило — Луна. Так же, как и в движении Солнца, в полном обращении Луны было 4 фазы, однако их продолжительность была значительно короче и составляла примерно 7—8 дней. Соотношение жизни человека с ритмом видимых изменений Луны привело к возникновению еще двух единиц измерения времени, получивших название месяц и неделя.
Т. И. Шамякина имела все основания заметить:
«Можно без преувеличения сказать, что это — одно из самых гениальных открытий в истории человечества: соединение двух главных сил, от которых зависит человеческая жизнь на Земле. Соединяя счет времени по Солнцу (круг тепла и холода) и счет по Луне, которому подчинены не только приливы-отливы в океане, но и влажность в почве, дожди и снег, движение жизненных сил в живых существах...».
Исследователь славянской ведической традиции А. И. Асов отмечает, что наше ночное светило непосредственно связано с древними богами и духами предков. «Уже то, что оно носит два имени: и мужское — Месяц, и женское Луна, — говорит о совмещении в этом образе многих духовных сущностей. И мужских, и женских; и темных, и светлых — а значит, и явских, и навских». Далее, русский исследователь указывает на то, что богом самого ночного светила является Месяц. Одновременно он — противник Солнца. С помощью Китовраса Месяц украл жену Солнца Зарю-Зарницу. Согласно ведическому мифу, бог Огня Семаргл разрубил Месяц, после чего стал стражем Луны. Следами этого сражения объясняется наличие фаз у Луны.
Образ Месяца-Луны широко представлен в белорусском и русском фольклоре, особенно в песенной обрядовой лирике. Одним из самых распространенных образов свадебной поэзии является Солнце, которое символизирует молодого, и «месячык» — как воплощение красоты невесты.
Предыдущая статья
Следущая статья
Вернуться