Путинское большинство делает погоду

6 Май 2015 | Автор: | Комментариев нет »

Фонд развития гражданского общества изучил политический климат рунета.

За последние два-три года русскоязычный сегмент интернета кардинально изменился: политическую повестку в нем теперь формируют сторонники курса президента. К таким выводам пришли эксперты близкого к Кремлю Фонда развития гражданского общества (ФоРГО). По их прогнозам, в ближайшие годы в онлайн-дискуссии все активнее будут вовлекаться пенсионеры.

Фонд развития гражданского общества (ФоРГО), возглавляемый бывшим начальником управления по внутренней политике администрации президента Константином Костиным, в рамках исследования феномена путинского большинства изучил поведение сторонников президента в рунете.

Эксперты пришли к выводу, что за последние два-три года политические настроения в сети значительно изменились. «Об этом, в частности, говорит проводимый фондом еженедельный анализ мнений в социальных сетях по наиболее резонансным темам общественно-политической повестки. Работа проводится нами уже несколько лет, и мы наблюдаем существенное, если не кардинальное, изменение реакции аудитории на в общем-то схожие информационные поводы», — говорит главный эксперт центра мониторинга и анализа процессов в медиа ФоРГО Станислав Апетьян.

Как отмечают эксперты, на рубеже десятилетий, вплоть до 2012 года, среди экспертов и журналистов доминировало убеждение, что пространство интернета и социальных сетей по определению враждебно власти. Даже родился термин «партия интернета», которая в своих политических взглядах якобы противостоит «партии телевизора». Считалось, что первая в массе своей, пусть и с разных, порой диаметрально противоположных позиций, относится к власти резко критически, вторая в подавляющем большинстве голосует за президента Владимира Путина, премьер-министра Дмитрия Медведева и «Единую Россию».

«Казалось бы, прошло всего несколько лет, но сейчас едва ли хоть кто-нибудь в здравом уме будет воспроизводить этот тезис применительно к нынешним настроениям в интернет-среде, — сообщил "Ленте.ру" Станислав Апетьян. — Сейчас уже нельзя говорить о "партии телевизора" или "партии интернета": человек в сети может быть как сторонником курса президента, так и оппозиционером».

По его словам, оппозиционно настроенные эксперты и активисты успокаивают себя доводами, что все дело в технических манипуляциях, что «во всем виноваты кремлевские боты». «Но и до некоторых из них начинает доходить мысль, что происходящие процессы несколько масштабней и серьезней», — говорит эксперт.

ФоРГО в своем исследовательском проекте пытается ответить на вопросы, как произошла данная трансформация, какие факторы оказались решающими и чего можно ожидать в краткосрочном и среднесрочном периоде с точки зрения политического климата в сети.


 Фото: Замир Усманов / Russian Look

Эксперты фонда выделяют следующие факторы изменения структуры политических мнений в сети.

За последние восемь лет заметно изменился демографический состав пользователей рунета: доступ в сеть перестал быть игрушкой (или рабочим инструментом) «прогрессивного» относительно молодого населения крупнейших городов страны и превратился в демократичное средство коммуникации фактически всех слоев населения. С 2008-го по 2015 год уровень охвата интернетом в стране вырос с 25 до 65 процентов. Средний возраст российского интернет-пользователя на сегодняшний день составляет около 35 лет, всего на четыре года отставая от среднего возраста по стране в целом.

В ФоРГО отмечают, что в конце прошлого десятилетия этот массовый пользователь больше делал статистику, чем активно присутствовал в сети. В лучшем случае речь шла о крупнейших социальных сетях «Вконтакте» и «Одноклассники». А в текущем десятилетии все эти люди в полной мере освоились в интернет-пространстве и совершили экспансию в том числе на те площадки, где формируется политическая повестка — в Facebook и Twitter.

По мнению экспертов ФоРГО, «партия телевизора» пришла в сеть «с уже сложившейся системой политических координат, не говоря уже о базовых идеологических установках, которые оказались гораздо более консервативными, чем то, что могли предложить им противники действующей власти». Поэтому представителям несистемной оппозиции не удалось вовлечь эту массовую аудиторию в орбиту своего политического влияния.

Массовый консервативно настроенный пользователь из того самого путинского большинства, влившись в социальные сети, не оказался там в идеологическом и политическом одиночестве. К 2011-2013 годам сформировалась система консервативных «медиаторов», то есть лидеров мнений, занимающихся профессиональным производством политического контента.


 Фото: Алексей Дружинин / РИА Новости

Медиаторов эксперты делят на два типа. Медиаторы первого уровня — это те, кто сформировал свой медийный вес вне интернета (например, журналист Владимир Соловьев). Медиаторы второго уровня — лидеры мнений с несколько меньшей аудиторией, сделавшие себе имя в онлайне.

«К 2013 году вся эта довольно сложная сетевая (в обоих смыслах слова) инфраструктура уже полностью сложилась, причем как естественным образом, так и с участием заинтересованных политических групп», — говорится в исследовании ФоРГО. По мнению экспертов, точно так же как протесты 2011-2012 годов повлияли на консолидацию и мобилизацию электората Владимира Путина на последних президентских выборах, так они сыграли значительную роль и в формировании и систематизации пропутинской сетевой экосистемы.

Не могли в ФоРГО не отметить и «резкую мобилизацию путинского большинства в социальных сетях», которая наблюдалась в начале 2014 года как реакция на государственный переворот на Украине и последовавшее за этим возвращение Крыма в состав РФ.

По мнению экспертов, эти события спровоцировали молчаливых и аполитичных пользователей на высказывание своей политической позиции. «Произошел резкий рост политизации ранее фактически аморфных в политическом плане массовых социальных сетей "Вконтакте" и "Одноклассники", где появились сотни различных сообществ патриотической направленности, многие из которых очень быстро набрали аудиторию в десятки и сотни тысяч пользователей», — говорится в исследовании.

Немало пользователей после этого уже постоянно участвуют в политических дискуссиях, в том числе по исключительно внутриполитическим информационным поводам. Более того, многие мигрировали на наиболее политизированные площадки Facebook и Twitter, обеспечив за последние полтора года существенный рост аудитории патриотических медиаторов и лидеров мнений.

В ФоРГО делают вывод, что политические настроения в сети больше не «вещь в себе» и отражают ситуацию во всем обществе. Динамика изменения этих настроений теперь почти полностью зависит от того, как меняются общественные установки и мнения, фиксируемые, к примеру, национальными социологическими службами.

По прогнозам экспертов, в ближайшие два-три года процесс вовлечения массовой аудитории в социальные сети продолжится. И сильнее всего затронет старшую возрастную категорию пользователей — людей предпенсионного и пенсионного возраста, многие из которых уже имеют доступ к сети. Постепенно они присоединятся к общественно-политическим дискуссиям в социальных медиа.

В фонде прогнозируют, что к президентским выборам 2018 года не только социальные сети будут влиять на политические настроения широких слоев населения, но и базовые политические установки большинства граждан будут определять политический климат социальных сетей.


 Фото: Денис Гришкин / РИА Новости

То, что теперь как сторонники курса президента, так и его противники сосуществуют в едином коммуникационном пространстве, отмечает и президент Института региональных проектов и законодательства, бывший депутат Госдумы Борис Надеждин. «Раньше в сети была самая образованная и немногочисленная часть населения, соцсети были не так развиты, как сейчас. Большую роль здесь играет технический прогресс, и сторонники курса президента в интернете побеждают чисто математически», — говорит он. По словам Надеждина, меняется и телеаудитория: среди своих студентов он не нашел ни одного, кто смотрел бы телевизор.

В то же время председатель комиссии Общественной палаты по развитию информационного общества Дмитрий Бирюков подчеркивает, что для пенсионеров пресса и ТВ по-прежнему важнее, чем интернет. И среди людей среднего возраста много тех, кто воздерживается от ведения политических дискуссий в сети. «Мы проводили в Москве опрос среди людей старше 35 лет и выявили, что 80 процентов респондентов читают газеты, а в интернете получают лишь справочную информацию», — говорит Бирюков.

В среду, 6 мая, Фонд развития гражданского общества представит новую долгосрочную исследовательскую программу по изучению путинского большинства.

Автор термина «путинское большинство», политолог Глеб Павловский, ввел его в политический оборот накануне выборов 1999 года. Под ним авторами проекта движения «Единство» понималась вещь сугубо технологическая — достижение в Госдуме после выборов в нижнюю палату парламента комфортного для правительства и, соответственно, бывшего тогда его председателем Владимира Путина, большинства. С выдвижением Путина в качестве кандидата в президенты в 2000 году под «путинским большинством» подразумевают уже избирателей Владимира Путина, и шире — всю базу поддержки власти и президента.

Дина Ушакова

Источник: lenta.ru

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Twitter-новости
Наши партнёры
Читать нас
Связаться с нами
Наши контакты

hardlod@gmail.com

О сайте

Все материалы на данном сайте взяты из открытых источников — имеют обратную ссылку на материал в интернете или присланы посетителями сайта и предоставляются исключительно в ознакомительных целях. Права на материалы принадлежат их владельцам. Администрация сайта ответственности за содержание материала не несет. Если Вы обнаружили на нашем сайте материалы, которые нарушают авторские права, принадлежащие Вам, Вашей компании или организации, пожалуйста, сообщите нам.