Советские бомбы упали после войны

12 Май 2015 | Автор: | Комментариев нет »

О смысле англо-американских налетов на Прагу или завод Škodа в Пльзене в конце Второй мировой войны споры велись на протяжении десятков лет. О советских налетах на территорию протектората в последний день войны и в первый мирный день 9 мая 1945 года, напротив, никогда споры не велись. При этом число жертв этих налетов сопоставимо. По последним данным, в результате них погибло 1300 человек. Только в последние года этими операциями советской авиации начал внимательно заниматься куратор авиационных архивов Национального технического музея Праги Михал Плавец.

В связи с комментариями о бомбардировках Чехословакии советской авиацией мы публикуем интервью на эту тему, которое вышло в «Literární noviny» еще в мае 2012 года.

— В первую очередь американский авианалет 14 февраля 1945 года, который произошел по ошибке, так как часть атакующих самолетов перепутала Прагу с Дрезденом, вызвал бурные эмоции и вместе с бомбардировками завода Škodа использовался пропагандой на протяжении десятков лет. Но почему никогда не вспоминали о советских авианалетах? О них ничего не знали?

— Нельзя сказать, что о них ничего не было известно. Люди о них помнили, прежде всего, в тех городах, где от них погибло много людей, таких как, например, Млада Болеслав, Ждирец-над-Дубравой и Круцембурк, но о них, скорее, с самого начала не говорилось. Нацисты уже не успели использовать их в пропаганде, а чехи в мае 1945 года не хотели допускать, что на них бомбы могла сбрасывать Красная армия, или попросту не знали, что это были за самолеты.

— Это было так трудно распознать?

— Штурмовики — нет, они поднимались на высоту 100 м, а вот бомбардировщики, и в данном случае были именно они, людям было распознать с уверенностью трудно, потому что эти самолеты летали на высоте до двух километров, где уже трудно распознать знаки отличия. Более того, СССР помимо собственных боеприпасов использовали и трофейные немецкие. Несколько кусков от них было, например, в Млада Болеслав действительно найдено, так что эти авианалеты было нетрудно свалить на немцев. Потом многие годы в разных отчетах утверждалось, что это были акции немецкой авиации, или немецкой артиллерии, хотя сами русские этих авианалетов никогда не скрывали. Уже в 60-е годы в тогдашнем Советском Союзе было издано несколько мемуаров военных летчиков и Героев СССР, которые упоминали об этих операциях, а некоторые за них получили награды. Один летчик даже описал, как 9 мая их отправили в воздух прямо с празднования победы, и отметил, что летать пьяным не так уж трудно. Но все равно в итоге он чуть не пошел под трибунал, потому что после успешного приземления он уснул прямо в кабине.

— Почему советские авианалеты произошли так поздно — 8 и 9 мая?

— Это не совсем правда. Уже в феврале 1945 года советские бомбардировщики сбрасывали бомбы на Моравскую Остраву, но потому операции советских эскадрильей протекторат по большей части обходили стороной. Немцы очень боялись 2-й Воздушной армии, но она, будучи частью 1-го Украинского фронта, была полностью направлена на Берлин, так что за Крконоше и Орлицкие горы ее самолеты не летали, кроме нескольких самолетов-разведчиков. Ситуация поменялась в первые дни мая, когда Красная армия начала отходить от Берлина и готовилась к атаке на протекторат. Основной удар по нему был сделан 6-7 мая с севера. Жители протектората избежали бомбардировок, вероятно, только потому, что в первые дни мая была плохая погода и самолеты ни одной из сторон не могли подняться в воздух. Прояснилось только 8 мая, и тогда 2-я Воздушная армия тут же нанесла удар по Северной, а частично Восточной и Центральной Чехии. С юго-востока с аэродромов на австрийско-словацкой границе удар также нанесла 5-я Воздушная армия по Центральной Моравии и Высочине.

— Об американских авианалетах говорят, что их целью был топливный склад, а главное, крупные чешские оборонные заводы, которые, по сути единственные из оставшихся, делали оружие для вермахта. Чем мотивировались советские авиационные удары?

— На это трудно ответить коротко, потому что ситуация быстро менялась, а с ней менялись и намерения и приказы. Первые части Красной армии проникли на север Чехии 8 мая, а авиация «расчищала» ей дорогу через Крушные и Лужицкие горы. Для этой непосредственной поддержки атакующих войск использовались Ил-2, то есть штурмовики. В тот день они действовали, прежде всего, в области Дечина, Жандова, Ческа Липа, Хлумца-у-Дечина и в других местах. Другие военные самолеты «расчищали» путь через Крушны горы и Циновец и другие горные перевалы. В тот день бомбардировали и транспортные узлы, и группировки немецких войск глубже в тылу. При этом были допущены некоторые трагические ошибки, когда бомбили собственные части, уже вошедшие на территорию протектората.

Вероятно, вы имеете в виду случай Гротовиц-на-Высочине, о котором несколько лет назад сняли документальный фильм. Местные власти говорят о том, что там в тот день в полдень на праздновании победы погибло 114 жителей и 36 солдат Красной армии. 

Эта трагедия случилась, по-видимому, потому, что еще до входа Красной армии в город в какой-то перестрелке погиб связной офицер, который уже не успел сообщить командованию, что его часть в городе. Именно во время приветствия освободителей над площадью, как описывают свидетели, появился штурмовик и сбросил на толпу бомбу, которая стала причиной трагедии. Несмотря на то, что все видели, даже эта акция долгие годы приписывалась немецкой артиллерии.

— Как вы недавно на телепередаче Historie.cs сошлись во мнении с военным историком Йиржи Ралихом, еще больше советских бомб упало на чешские города в первый мирный день 9 мая. Почему?

— В данном случае речь уже шла не о поддержке продвигающихся частей, как 8 мая, а о демонстрации силы. Мощные бомбардировки транспортных артерий и узлов должны были остановить бегущих немцев и сделать невозможным их побег в американский плен.

— Есть ли у вас какие-то тому доказательства?

— Помимо уже упомянутых мемуаров представителей советского командования, которые цитируют маршала Конева, когда где-то под Дрезденом он ушел посреди банкета и со словами: «Немцы от нас бегут, и мы не можем этого позволить. Мы победили, и это наши пленные», — он отправил в воздух почти всех летчиков. Их воспоминания подтверждаются и отчетами об операциях как раз 2-й Воздушной армии, хранящимися в российских архивах, копии которых я получил от одного российского историка. В них описывается, где осуществлялись бомбардировки, а в одном приписаны и причины авиаударов: немцы не соблюдали капитуляционные договоренности. Согласно подписанным соглашениям, после наступления первой минуты 9 мая их части должны были оставаться на месте, где находились. Этого не произошло, поэтому маршалы отдали воздушным армиям соответствующие приказы.

— Как на практике выглядело исполнение этих приказов?

— Самые ожесточенные авианалеты 9 мая осуществила 2-я Воздушная армия, в первую очередь это были бомбардировщики Пе-2. Как следует из отчетов операции, в тот день с их баз в воздух поднялось 690 самолетов, которые совершили 1320 боевых вылетов, то есть некоторые самолеты вылетали 2-3 раза в день. Больше всего бомб обрушилось на Северную Чехию, в частности такие города как Роуднице-над-Лабем, Литомержице, Уштек, Дуба, окрестности Ческа Липа, Заградки. Большое количество жертв было в Роуднице и в Мельнике, но чаще всего говорят об авианалете на Млада Болеслав: там было зарегистрировано 135 жертв, хотя некоторые авторы приводят цифру в 500 погибших.

— А что 5-я Воздушная армия, которая наносила удар с юго-востока?

— Она была не такой сильной. Ее 218-я дивизия имела на вооружении американские бомбардировщики Douglas A-20 Boston. Тем не менее, 5-я Воздушная армия тоже отправила в воздух 244 самолета, которые произвели 544 боевых вылета, и при этом бомбардировщики A-20 Boston произвели 118 вылетов.

— Что было целью в данном случае?

— Прежде всего, крупные перекрестки на Высочине на трассе между Брно и Прагой. Из дошедших до нас отчетов можно весьма точно проследить за операцией. Согласно ведомости, которая сохранилась, в тот день 18 самолетов в сопровождении 14 истребителей бомбардировали Кршижанов, а еще 9 самолетов бомбардировали Велка Биреш, 26 самолетов — Велке Мезиржице. Больше всего потерь было в Ждирец-над-Доубрава и соседнем Круцембурке. В каждом из этих городов погибло по 50 человек. На эти два небольших района были даже нацелены три волны авианалетов. Первая волна в 12:42: 18 самолетов A-20 Boston, вторая в 12:50: 18 самолетов A-20 Boston, и третья в 13:05–13:06: 27 бомбардировщиков того же типа. Так что только там в ударе в общей сложности участвовало 63 самолета. Кроме того, летчики нанасли авиаудар по Нове Место, Хотеборж, Немецки Брод (сегодня Гавличкув Брод), Велка Биреш, Пршибыслав, Богдалов, Намешть-над-Ослава, Кроун, Глинско, Зноймо, Йиглава, Ждяр-над-Сазавой…

— Приводятся цифры, согласно которым в результате бомбардировок 8-9 мая погибло 1300 человек. Насколько можно верить этим данным?

— Их представил, исходя из ныне доступных документальных источников, исследователь Филипп Войташек. Лично я полагаю, что окончательное количество будет еще больше, так как по-прежнему нет данных по Судетам, а ведь области Либереца и Ческа Липа 9 мая бомбардировали очень ожесточенно.

— В чем заключается проблема?

— Богатым источником для исследований являются фрагменты общих и городских хроник, полицейских сводок и других фондов. Этих источников, как правило, нет по выселенных территориям, поэтому приходится обращаться к обществам перемещенных граждан в Германии, которые время от времени издают мемуары. Например, очень подробные данные о бомбардировках Мимона 8 мая оставил выселенный хроникер. Вообще проблема заключается и в том, что во время войны в протекторате было запрещено вести хроники, а в майские дни 1945 года полицейские сводки также не составлялись, потому что полно было других забот. Их потом писали задним числом, так что в них не редки неточности и ошибки.

— Каким был результат этих авианалетов, удалось ли благодаря им остановить бегство немецких частей к американцам?

— Как нам известно сегодня, 9 мая на нашей территории не было уже ни одного годного к эксплуатации немецкого самолета. Последние самолеты, в том числе современные Messerschmittů Me 262 Schwalbe, вылетели с базы в Жатеце еще 8 мая, направляясь на аэродромы в американской зоне. Те самолеты, для которых не было топлива, немцы сломали или разрезали. И хотя советские летчики-истребители доложили о трех сбитых над протекторатом самолетах 9 мая, в последствие оказалось, что во всех случаях это были американские самолеты-разведчики, один из которых гвардии капитан Пшеничников сбил прямо над аэропортом в Рузыне. С этой точки зрения бомбардировки не принесли ничего. Кроме того, большая часть немецких солдат уже была разоружена, а зачастую и взята в плен чешскими повстанцами. Определенный, скорее психологический, эффект эти авианалеты имели в городе Роуднице-над-Лабем, перед которым стояли сильные вооруженные части, желавшие пройти через город, но повстанцы им этого не позволяли. Была угроза кровопролития, но сразу после налета немцы сдались.

— Как вы вообще оцениваете эту последнюю военную операцию авиации над чешской территорией?

— 8 мая была еще война, и авиационные удары, пусть порой с трагическими последствиями для гражданского населения, были ее частью. Но 9 мая уже был мир, так что массированные налеты, осуществленные в этот день, я могу оценивать только как трагическую ошибку, которую нельзя оправдать даже тем, что именно немецкие войска нарушили условия соглашений. Однако советские маршалы никогда не признали этой ошибки. Пленные убегали от них, и с точки зрения их менталитета для них вопросом престижа было любой ценой остановить бегущих, чтобы в полной мере насладиться своей победой. И если с военной точки зрения у них было определенное моральное право действовать подобным образом, то с политической — это была однозначно фатальная ошибка. Об этом говорит и то, что с бомбардировками гражданского населения в первый мирный день так и не сумела хоть как-то справиться коммунистическая пропаганда, которой не осталось ничего другого, как только стараться списать жертвы этих налетов на немцев.

Писатель и публицист Михал Плавец (1973 г.р.) работает куратором авиационных архивов Национального технического музея Праги. Является автором и соавтором несколько книг литературы фактов, где рассматривается период протектората и авиационные операции времен Второй мировой войны, прежде всего в Центральной Чехии и в Праге. Например, «Последний год войны в Нимбурке» (2005), «Прага в пламени» (2008) и «Бомбы под Ржипом» (2008). К публикации готовится книга о войне в воздухе над Восточной Чехией. Кроме того, вскоре будет опубликована его книга о последних советских авианалетах на чешские города 9 мая 1945 года.

Ота Ржебоун

Источник: inosmi.ru

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Twitter-новости
Наши партнёры
Читать нас
Связаться с нами
Наши контакты

hardlod@gmail.com

О сайте

Все материалы на данном сайте взяты из открытых источников — имеют обратную ссылку на материал в интернете или присланы посетителями сайта и предоставляются исключительно в ознакомительных целях. Права на материалы принадлежат их владельцам. Администрация сайта ответственности за содержание материала не несет. Если Вы обнаружили на нашем сайте материалы, которые нарушают авторские права, принадлежащие Вам, Вашей компании или организации, пожалуйста, сообщите нам.