XYZT: выставка, которую лучше один раз увидеть

25 Окт 2016 | Автор: | Комментариев нет »

Корреспондент телеканала «МИР 24» поиграл с кинетическим песком, прошел на световой траве, увидел себя в прошлом и удивился тому, что современное искусство и математика тоже иногда бывают понятными.  

Чертим систему координат: ось X  - горизонталь,  ось Y - вертикаль,  ось Z - глубина. Запускаем процесс - зададим ему, как положено в курсе физики, время в секундах - t. Дано: человек, найти: его координаты в пространстве.

Школьная математика приучила нас делать вычисления и чертежи механически, почти не задумываясь о том, каково на самом деле - быть внутри такой системы координат. И быть в ней не просто точкой, а творцом.

Инновационная выставка «XYZT Абстрактные пейзажи» французских художников-абстракционистов Адриена Мондо и Клер Банден расскажет вам о том,  как человек может почувствовать материю света, прикасаться к цифровым алгоритмам и управлять скоростью миллионов физических частиц.

Человек в центре виртуального леса


«Воображение бывает только там, где заканчивается пространство света», - с таких слов начинается наша экскурсия.

Первые ощущение - нереальности происходящего, потому что после шумной московской улицы вы вдруг оказываетесь в почти полной темноте, в комнате, где прямо из пола растут деревья, падает цифровой дождь, под ногами пульсирует трава из световых лучей, а движением рук или дыханием можно разогнать облака из алфавита и чисел.

И все это непрерывно движется, реагируя на ваши движения, скорость, перемещение и даже дыхание, сопровождается природными звуками, тихим птичьим щебетом, звуками дождя и шелестом листвы. Все, как в настоящем лесу.

«Вы когда-нибудь чувствовали, что состоите из миллиардов частиц? «Облачный бег» наглядно показывает, что каждое движение человека - это слаженная работа огромного и быстрого механизма», - с такими словами нас подводят к первой инсталляции.

Там фигура человека попадает в поле кинетической камеры и отражается в виде силуэта из крошечных изображений.

За гранью возможного Как стать сверхчеловеком

И огромное преимущество такого механизма в том, что в отличие от обычной камеры, которая дает плоскую картину мира, кинетическая способна точно определить расстояние между снимаемым объектом и линзой аппарата и сделать проекцию максимально объемной.

Поминутно частицы меняют свой облик - это то рой пчел, то косяк рыб или стайка скворцов, которые собираются в порядке, что диктует своими движениями посетитель.

Слева от вас - выполненное в натуральную величину световое дерево, полностью покрытое буквами-листьями. От сильного порыва ветра они падают и складываются в слова.

«Латинские буквы XYZT обозначают «X» - горизонталь, «Y» - вертикаль, «Z» - глубину и «T»  - время. Они используются для описания движения точки в пространстве, но мы решили поиграть ими, чтобы и вы смогли совершить тур по цифровому пространству и создать свои воображаемые миры», - рассказывает Мондо.

«Это о том, может ли ветер быть поэтом», - улыбается экскурсовод, а мы в течение нескольких минут наблюдаем за процессом, который в природе занимает не меньше года: саженец начинает расти, развиваться, на нем появляются и опадают листья.

Cледующая остановка - «Кинетический песок» - инсталляция со сверхчувствительным экраном. Она, используя кинетические частицы, позволяет в прямом смысле прикоснуться к воображаемой материи.

Взаимодействие с таким объектом оказывается, наверное, самым интересным для посетителей, потому что экран меняет форму частиц раз в минуту - это сначала песок, который оставляет следы от пальцев и тут же вновь приобретает свой прежний вид, затем вода, с разбегающимися кругами, чуть позже - завитки или снежинки, что тают от прикосновений.

Но главное при игре с полотном - его мощный антистрессовый эффект. Сосредоточенные на ярких точках и приятном для глаз броуновском движении, посетители отпускают переживания и зажатость, начинают различать музыкальный фон - неторопливый шум воды, ветер, звуки дождя, тени от собственных рук.

«Интерактивные инсталляции способны не просто расширить наше восприятие действительности, но и на какое - то время сломать привычные границы, почувствовать нематериальнеое пространство, созданное на стыке геометрического и органического мира», - подчеркивают авторы.

Еще один впечатляющий экспонат предлагает посмотреть на снятый в реальном времени ролик, в котором объекты проецируются с интервалом с четыре секунды. При этом недвижимые объекты остаются идентичными реальности, а вот движущийся человек искажен в скорости своего движения. Описать словами его достаточно сложно, главное, что приходящие люди по полчаса экспериментируют, пытаясь на видео свернуть свое тело в трубочку.

  Мужчина и женщина


Создать такое пространство могли только двое - это чувствуется сразу. Текучие движения, мягкая музыка ассоциируются у нас с женственностью, темнота, яркость, объемность линий - с мужским пространственным мышлением.

Она - художник Клер Барден - всю жизнь занималась пейзажной живописью, а он - абстракционист Андриен Мондо - годами рисовал увиденное на компьютере. И больше 10 лет назад, в начале 2004 года видеохудожники представили первый совместный проект.

Пять лет назад Мондо и Барден запустили программу eMotion, где стало реальным взаимодействие физических объектов и графической информации, а сегодня среди работ творческого дуэта - танцевальные и театральные зарисовки, выставки и инсталляции по всему миру. Кстати, в начале этого года они поставили в Париже и целый спектакль Pixel, созданный при участии знаменитого хореграфа современных танцев Мурадо Мерзуки.

Отсылки к органическому миру в «Абстрактных пейзажах» были задуманы Мондо и Барден не случайно - ведь основной жанр их работы носит название синтетический анимизм - то есть создание своего «одушевленного», живого пространства, только с помощью футуристических технологий, где человек оказывается главным действующим лицом.

Поэтому все инсталляции фокусируются на пяти наших чувствах и по-особому переосмысляют их. Например, экспонат «Векторное поле» - это кусочек световой травы на полу, которая начинает колебаться от движений человека и «запоминает»  тропинку, по которой мы прошли. Кинетическая камера четко фиксирует перемещение и создает иллюзию, будто и в цифровой реальности можно оставить след.

«Мы хотим, чтобы зритель почувствовал себя жонглером, видел, как свет и формы, дождь из цифр и световые колебания подчиняются только ему», - говорит Клер об инсталляции «тетрис».

Этот экспонат под названием «Внезапное столкновение» больше всего любят дети. На темном экране сверху вниз падают буквы и цифры различных размеров, которые, как и в классической игре, нужно удержать от падения, вопреки гравитации и их «весу». Одновременно жонглировать такой инсталляцией могут четыре участника.

Выставка-тур абстрактных пейзажей Андриена Мондо и Клер Барден открыта до 18 декабря 2016 года ежедневно с 12:00 до 22:00 в городском пространстве  B.E.R.E.G. District по адресу Большой Саввинский переулок, дом 12 строение 6. Метро «Киевская», «Фрунзенская».

Посетители задерживаются у каждого экспоната надолго: медитируют над прозрачным аквариумом с буквами, которые рассыпаются, если на них подуть, размахивают руками внутри цифрового куба, чтобы понаблюдать, как от их движений разлетаются ряды изображений, смотрят, как под ступнями искривляются световые травинки.

И хотя поиграть с абстракциями приходят мамы и папы с детьми, все - таки эта выставка больше нужна взрослым. Скорее всего потому, что малышам легко войти в воображаемый мир, представить, что им подвластна природа, что они могут управлять ей и слышать ее.

Взрослому гораздо сложнее отвлечься от повседневной спешки и позволить себе побыть полтора - два часа, полностью сосредоточившись на своих мыслях, движениях, чувствах. В мегаполисе совсем не остается времени для воображения, а ведь без него можно незаметно превратиться в сухую механическую систему координат. Такую, с осями  X, Y и Z.

В материале также использованы изображения  официального открытия выставки от B.E.R.E.G. District.

Сережкина Надежда.

Подробнее в
сюжете Нескучные выходные
Ереван встречает туристов летним теплом и модным балетом
Торжество красоты и здоровья: как прошел фестиваль Life Picnic в Москве
Источник: mir24.tv

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Twitter-новости
Наши партнёры
Читать нас
Связаться с нами
Наши контакты

hardlod@gmail.com

О сайте

Все материалы на данном сайте взяты из открытых источников — имеют обратную ссылку на материал в интернете или присланы посетителями сайта и предоставляются исключительно в ознакомительных целях. Права на материалы принадлежат их владельцам. Администрация сайта ответственности за содержание материала не несет. Если Вы обнаружили на нашем сайте материалы, которые нарушают авторские права, принадлежащие Вам, Вашей компании или организации, пожалуйста, сообщите нам.